За датой – судьба человека
Мы бы и не заходили в класс во время урока, но хотелось хоть ненадолго окунуться в реальный процесс обучения. Поэтому тихонько пробираемся в кабинет за 10 минут до звонка на перемену. У учительского стола — Галина Алексеевна, обаятельная харизматичная брюнетка. За партами — одиннадцатиклассники. В Гомельский государственный областной лицей можно поступить после 9-го класса любой общеобразовательной школы или гимназии. Учреждение славится своим высоким уровнем преподавания, поэтому учиться здесь престижно.Урок Галины Алексеевны — это интерактив: ученики участвуют в диалоге, спрашивают, отвечают, парируют, спорят. По эмоциональности и степени вовлеченности в процесс учебное занятие немного похоже на игру «Что? Где? Когда?».
— Помните, ребята, что за каждой исторической датой стоит судьба человека, через которую можно проследить путь развития целой эпохи, — говорит Галина Алексеевна. — Когда будете готовиться к следующему уроку, не зубрите параграф — больше размышляйте!
Прикосновение к прошлому
Звонок. Никто не срывается с мест. Это заслуга учителя, общаться с которым дети хотят подольше.— Галина Алексеевна почти каждую неделю возит нас на экскурсии, — рассказывает Денис Курович. — Несколько дней назад мы ездили в усадьбу Козел-Поклевских в Красный Берег Жлобинского района, потому что как раз по этой теме мы сейчас пишем научную работу. Посетили также мемориальный комплекс, посвященный детям — жертвам войны, которые попали в донорский фашистский концлагерь. Еще недавно были в усадьбе Булгаков в деревне Жиличи.
Влад Федоренко тоже ученик Галины Алексеевны. Парень с детства увлекается историей, поэтому и поступил в лицей на этот профиль.
— За месяц наш учитель провела для нас около десятка мероприятий. Кроме экскурсий по Беларуси, это походы в музеи, на выставки, — перечисляет Влад. — Она придумывает, как разнообразить наши занятия, за это мы все ее очень уважаем, ценим и любим. Но нам интересно с Галиной Алексеевной не только в поездках — она так преподает историю, что этим предметом невозможно не увлечься.
Любить свое дело
Часто школьники стесняются давать интервью, но о своей любимой учительнице хотели рассказать чуть ли не все ученики 11 «В». В числе самых активных собеседников — Даниил Зыль:— Мне очень интересна жизнь общества и история. Думаю, это очень важная наука для каждого человека и мира в целом. История формирует мировоззрение, помогает правильно понимать суть происходящих событий.
— Вы планируете связать свою профессиональную деятельность с историей? — интересуюсь я.
— В будущем я хочу преподавать этот предмет, потому что на примере Галины Алексеевны увидел, как это можно делать интересно и с большой любовью к своему делу. Уже и выбрал вуз: планирую поступать в Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка.
В конце перемены в кабинет истории заглядывает ученица из параллельного класса. Ангелина Андреева пришла показать Галине Алексеевне свою награду — на днях стала обладателем диплома 1-й степени Скорининских чтений. А в прошлом году, кстати, получила диплом 2-й степени на республиканской олимпиаде по истории.
Ангелина Андреева.
— Наша Галина Алексеевна — именно тот человек, который действительно любит свое дело, вдохновляет заниматься историей, глубоко погружаться в эту науку, — рассказывает Ангелина. — На уроках я думаю о том, что тоже хочу знать историю так же хорошо, как она. Наш преподаватель просто влюбляет в свой предмет, поэтому я мечтаю получить два высших образования — сначала хочу стать переводчиком, потом заочно окончить исторический факультет.
Учиться друг у друга
Мы наконец-то усаживаемся с Галиной Алексеевной на один из уютных диванчиков в коридоре лицея и начинаем беседу. Может, про возраст женщины и не принято говорить, но сегодня не тот случай. Учителю 56, а по активности, энергичности и огню в глазах эту цифру хочется разделить пополам. Трудовой стаж — 34 года, 17 из которых педагог преподает историю в Гомельском областном лицее:— Мое место — у учительского стола. Я очень люблю свой предмет и детей. Получается, что для хорошего результата всегда нужна любовь. В последние 10 лет возглавляю областную команду историков по подготовке к республиканской олимпиаде, тренирую детей и затем сопровождаю их на заключительный этап. Традиционно занимаем первые места. Еще в лицее мы с детьми очень много занимаемся проектной деятельностью, научно-исследовательской работой, постоянно участвуем в международных конференциях. У нас дипломов — целая папка! Знаете, как радуются ребята своим победам! А я вижу их улыбки и сияющие глаза и тоже становлюсь счастливой.
Когда я уже выключила диктофон и мы стали прощаться, Галина Алексеевна попросила:
— Только вы напишите обязательно, что тут не я одна люблю свою работу — все мои коллеги в лицее такие же энтузиасты. Здесь работают преподаватели, которые умеют увлечь своим предметом каждого, очень деятельные и умные люди, настоящие профессионалы. Мы все время учимся друг у друга, мотивируем развиваться в профессии. Мы все — одно целое!
Сохранить память
— Нужно ли больше внимания уделять изучению истории в Беларуси? Однозначно да, — говорит Галина Пастухова. — Каждый человек должен понимать, кто он в этом мире. Это можно сделать через глубокое изучение истории не просто в ракурсе произошедших событий, дат, фактов, а через судьбы людей. Наши ученики периодически получают задания, которые касаются исследования их рода. Это нужно в первую очередь им самим, ведь, к сожалению, очень многие ничего не знают о своих предках. Принято считать, что на четвертом поколении память заканчивается, наши ученики — это как раз правнуки тех, кто жил в военное время. Например, у нас есть проект «История семьи — в истории войны». Ученики с интересом собирают сведения о своих предках. Они уже понимают, что знать свои корни должен каждый человек, помнить прошлое, ценить настоящее и думать о будущем.severyanova@sb.by
Фото Сергея Шкляра