Поляки требуют суда над бывшим карателем

Уроды войны

Национальный институт памяти Польши обратился в люблинский суд с просьбой выдать ордер на арест 98–летнего гражданина США Михайло Каркоца. Когда суд выдаст ордер, Польша будет добиваться его экстрадиции. И возраст не будет помехой: если выдача состоится и суд признает того виновным, он, скорее всего, будет доживать в тюрьме.


Белорусы тоже помнят своих негодяев, отважно позировавших для «исторических», как им тогда казалось, фотографий и кинохроник, смело маршировавших по оккупированным городам под соответствующими знаменами и плакатами «Гитлер — освободитель». Кое–кто из таких еще до сих пор жив — в США, Канаде. Например, бывший эсэсовец Янка Запрудник, которого кое–кто в Минске почитает за респектабельного джентльмена... Вообще, многим после Второй мировой в Северной Америке можно было просто жить, вкусно есть, сладко спать, легко забыв свое карательное прошлое. Если уж очень сильно нажимало мировое сообщество по поводу той или иной «вдруг нашедшейся» одиозной личности, США иногда требовали от таких покинуть страну — и выплачивали компенсацию. В 2015 году стало известно, что всего бывшим германским нацистам было выплачено порядка 20 млн долларов. А иногда американцы и попросту игнорировали любые возмущения и требования справедливого суда.

Интересно, как это будет теперь, когда выдачи потребует ближайший европейский союзник Соединенных Штатов? Каркоц, уроженец украинского Луцка, присоединился к фашистам сразу же, в 1941 году. Был награжден Железным крестом, служил в украинской дивизии СС «Галичина». В 1944 году, командуя Украинским легионом самообороны, участвовал в уничтожении деревень Хланев и Владиславин: они были сожжены в качестве мести за убийство офицера СС. Один в один как в Хатыни. Так считают поляки и журналисты Associated Press, обнародовавшие первые документальные свидетельства против Каркоца еще в 2013 году.

Но риторику лет холодной войны, гарантирующую безнаказанность, бывшие нацисты, каратели и прочие фашистские прихвостни усвоили хорошо. Мало того что сам старик написал и издал мемуары о своем «боевом пути» под названием «От Воронежа до Украинского легиона самообороны» — из ума выжил или страх совсем потерял? — так и сын Каркоца в качестве основного аргумента против возможной экстрадиции приводит, вы не поверите, вот что: «от этого процесса в свете сегодняшней геополитической ситуации выигрывает Президент Путин». Поэтому, стало быть, полякам нужно просто забыть про четыре десятка мирных поляков, женщин и детей, уничтоженных под Люблином?! Не дай бог Путина порадовать! Кажется диким и невероятным, но было же время, когда подобные аргументы работали. Хочется верить, что именно было.

И хочется «нагадаць», что у народа память длинная. У польского, у белорусского. Никто не забыт и ничто не забыто — это и про тех сказано, кто живет «под лавкой», не пишет мемуаров, не афиширует своего сотрудничества с гитлеровцами, всячески пытается «замазать» этот позорный (а зачастую — подсудный) период своей биографии. Но те, кто хочет, — помнят.

Скоро в Европе вновь будут праздновать — кто 8, а кто 9 мая — уничтожение фашизма и освобождение от гитлеровской оккупации. Еще живы немногие (к сожалению) ветераны, еще живы жертвы и свидетели нацистских преступлений — и решение об экстрадиции старого палача и предании его суду было бы для них хорошим известием. «Доказательства, позволяющие найти ответственных за геноцид и преступления против человечности, — всегда огромный успех. Случай с Каркоцем показывает, что такая возможность все еще существует или, по крайней мере, есть шанс предать виновных правосудию, — говорит прокурор комиссии Института национальной памяти Анджей Позорский. — Думаю, что мы не должны останавливаться до тех пор, пока сохраняется хотя бы малейшая возможность суда над ними».

И в этом с польским прокурором нельзя не согласиться. Пока мы в этом не останавливаемся — жива память, пока жива память — живы и мы.

mukovoz@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter