Урна для Косово

Сегодня день предвыборной тишины в Сербии...
Сегодня день предвыборной тишины в Сербии. Хотя, как мне кажется, время, данное сербам на раздумье пред выбором, — может быть, и излишне. У них его было достаточно, чтобы понять: президент Сербии, которого они сейчас выбирают, подпишет «капитуляцию» о сдаче Косово. Кто бы это ни был — нынешний глава государства Борис Тадич, вполне лояльный Евросоюзу политик, или же лидер Сербской радикальной партии Томислав Николич, который клянется, что никогда не обменяет Косово на ускоренную интеграцию Сербии в Eвросоюз.

Оба кандидата в президенты, естественно, построили свои предвыборные кампании на отстаивании Косово в составе Сербии. В предпоследний день, разрешенный для агитации, европеец Тадич даже затмил националистическим пиаром радикала Николича, заявив в одном из сербских анклавов края: «Я никогда, абсолютно никогда не признаю независимость Косово — ни в каком виде».

Красивые слова, но интересно, как собирается стремящийся в Евросоюз политик не признавать независимость Косово, если ее уже признали или почти признали главные союзники — Вашингтон и Брюссель? Много громких слов было сказано во время предвыборной кампании, но ответа на этот вопрос так и не прозвучало. Напротив, Тадич отказался внести в коалиционный пакт тезис о разрыве всех соглашений Сербии с Евросоюзом в случае признания последним независимости Косово. Из–за этого, кстати, предусмотрительный премьер–министр Сербии Воислав Коштуница заявил вчера, что не поддержит кандидатуру Тадича во втором туре. Евросоюз же, в свою очередь, уже предложил будущему президенту Сербии Соглашение о стабилизации и ассоциации Евросоюза с Сербией.

Торг здесь не просто уместен, он уже фактически состоялся...

На фоне этих очевидных вещей, которые не афишируются, но вполне понятны по умолчанию, удивляет шумиха, поднятая в Москве. Как известно, Кремль тоже включился в геополитический торг вокруг Косово, и вполне естественно, если российская дипломатия апеллирует к «косовскому претенденту» в решении других сепаратистских вопросов. Но когда после визитов Тадича и Николича на прошлой неделе в Москву московская пресса взахлеб писала о них как о «пророссийских политиках», то становится смешно. Ну какие такие «пророссийские политики» могут быть в стране, которая уже сделала свой геополитический выбор, и Соглашение о стабилизации и ассоциации Евросоюза с Сербией — это только первый шаг. Сербы уже предвкушают, как получат статус кандидата на вступление в ЕС и мягкий визовый режим, и всевозможные торговые преференции вкупе с выплатами из европейских фондов...

То же самое сербские кандидаты в президенты искали в Москве: экономическую выгоду. Знаменитое нефтегазовое соглашение, подписанное на прошлой неделе сербской делегацией, возглавляемой Борисом Тадичем, о продаже «Газпромнефти» 51% акций компании «Нефтяная индустрия Сербии» и договор о строительстве на территории Сербии участка газопровода «Южный поток», конечно же, было предвыборным подарком Тадичу. Ведь эта сделка превращает Сербию в ключевого энергетического партнера России в Юго–Восточной Европе. Но симптоматично, что многие западные газеты весьма едко съязвили по поводу этой, в очередной раз пущенной в ход Кремлем «дипломатии «Газпрома»... Дело в том, что настоящие союзники не зависят от колебания газпромовского прайс–листа. Скорее, наоборот, чересчур рьяное стремление к «экономическому прагматизму» приводит к утрате настоящих ценностей.

Собственно, сама Сербия тому пример. Да, ей много пообещали и много дали после бомбардировок Белграда. Еще больше дадут после сдачи Косово. Экономический прагматизм торжествует. Но почему день тишины перед выборами в Сербии напоминает минуту молчания? Сербия прощается с Косово?..

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter