На одном из последних заседаний коллегии Комитета госконтроля Беларуси отчет держал первый заместитель министра образования Александр Жук. Неожиданно один из членов коллегии КГК стал адресовать ему вопросы по питанию, проживанию в летних оздоровительных лагерях — теме еще предстоящего заседания. Этот вопрос всегда был животрепещущим и острым. А итоги проверки превзошли даже самые смелые ожидания.
Комитет госконтроля проверил 235 лагерей с круглосуточным и дневным пребыванием, принадлежащих производственным предприятиям, организациям профсоюзов, управлениям образования облисполкомов. Проверил не случайно. О неудовлетворительной работе оздоровительных лагерей он уже информировал Совет Министров в 2006 году. Надо было убедиться, есть ли подвижки, изменения в лучшую сторону. Как показала проверка, по-прежнему оздоровление детей не отвечает предъявляемым требованиям. Многочисленные нарушения законодательства и серьезные недостатки выявлены практически во всех проверенных учреждениях. Республиканским центром по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения, республиканскими органами государственного управления, Федерацией профсоюзов Беларуси, а также организациями, содержащими на своем балансе лагеря, возложенные Советом Министров функции по организации и координации деятельности по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения осуществляются неудовлетворительно. Выполнение постановления Совета Министров Республики Беларусь от 2 июня 2004 года № 662 «О некоторых вопросах организации оздоровления и санаторно-курортного лечения детей» в части укрепления материально-технической базы стационарных оздоровительных лагерей, а также их подготовки к работе в летний период не обеспечено. Материально-техническая база отдельных оздоровительных учреждений находится в запущенном, а иногда и в состоянии, не пригодном для пребывания здесь детей. В ряде случаев лагеря не были подготовлены к открытию, в них нарушались требования по охране жизни и здоровья детей. Например, в лагере «Спартаковец» учреждения «Витебский областной спортивный клуб Федерации профсоюзов Беларуси» площадь спальных помещений не соответствовала утвержденным санитарным нормативам, оконные проемы не были оборудованы форточками, отсутствовали тумбочки, шкафы и другие приспособления для хранения личных вещей, нарушались требования противопожарной безопасности. В отдельных лагерях Могилевской области износ основных средств достиг 90 процентов.
Тенденция в стране наметилась удручающая: с 2006 года численность детей в лагерях в период летней оздоровительной кампании остается неизменной и составляет не более 38 процентов от общего количества учащихся в общеобразовательных школах и школах-интернатах. При этом численность детей-сирот и детей-инвалидов, находящихся на оздоровлении, уменьшилась в нынешнем году по сравнению с прошлым в Витебской, Минской и Могилевской областях на 8—17 процентов. В Гомельской области не выполняются показатели по охвату детей, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащих санаторно-курортному лечению и оздоровлению за счет средств республиканского бюджета.
Короче говоря, сеть оздоровительных учреждений для детей сокращается. При этом недостаточно используются для оздоровления в период летних каникул базы санаторно-курортных, оздоровительных и туристических организаций. В этом году по сравнению с прошлым число летних оздоровительных детских лагерей с круглосуточным и дневным пребыванием сократилось в Брестской области на 42 единицы, в Минской — на 119, в Гродненской — на 68, в Гомельской — на 15. Причем в основном закрываются лагеря по причине тяжелого финансового состояния их собственников.
Государством на оздоровление детей в летний период этого года выделено 64,7 миллиарда рублей. И как расходовались эти деньги? Мягко говоря, не лучшим образом. Не искоренены расточительство, нарушения технологии приготовления пищи, недовесы, а также недовложения и хищения продуктов. Например, в лагерях «Зорька» ОУПП «Гродненское городское жилищно-коммунальное хозяйство», «Юные космонавты» РУПП «Гроднотекстиль», «Полочанка» ОАО «Восход» и других в приготовленной пище установлены отклонения от нормы сухих веществ — до 45, жира — до 60, в калорийности — до 50 процентов.
В гомельских лагерях «Сельмашевец», «Лесная сказка», «Кировец», а также «Ласточка» Островецкой РО профсоюза работников АПК, «Дружба» Ошмянской РО профсоюза работников АПК, «Зорька» ОАО «Трест № 9 г. Витебска», «Дружба» отдела образования Дзержинского райисполкома и других недовесы отдельных блюд составляли до 54 процентов. Во всех проверенных лагерях питание детей не соответствовало утвержденным Минобразования и Минздравом нормам потребления продуктов. В ряде проверенных лагерей нарушались гигиенические требования к содержанию помещений, оборудованию, инвентарю, посуде, персоналом не соблюдались правила производственной санитарии и личной гигиены, для приготовления блюд использовались продукты после истечения срока их годности, а также с явными признаками порчи.
По результатам проверки детских оздоровительных лагерей в 2006 году Комитетом госконтроля было предложено Совету Министров поручить Минэкономики и Республиканскому центру по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения в целях совершенствования действующего механизма ценообразования на путевки в детские оздоровительные лагеря утвердить в установленном порядке Методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию затрат на их содержание и функционирование. Однако до настоящего времени соответствующий документ так и не появился. Вместо этого Министерство экономики распространило на детские оздоровительные лагеря действие инструкции о порядке ценообразования на путевки в санаторно-курортные и оздоровительные организации. Однако данная инструкция не содержит разъяснений о порядке соотношения общих затрат, включаемых в себестоимость оздоровительных услуг, с затратами, приходящимися на 1 койкодень.
Результаты проверки свидетельствуют, что неудовлетворительная организация оздоровления детей в текущем году явилась следствием недостаточного контроля со стороны местных исполнительных и распорядительных органов, Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения, других государственных органов. Минздравом и Минобразования неудовлетворительно организована работа по подбору педагогических и медицинских работников лагерей.
Комитет государственного контроля предложил Совету Министров принять действенные меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, наведению порядка в организации оздоровления детей, а также привлечь к ответственности виновных должностных лиц. Принятие необходимых мер, думается, должно поспособствовать тому, чтобы летний сезон будущего года прошел под знаком настоящего, а не бумажно-иллюзорного оздоровления детей.