Урезанный паек, условия — спартанские…

КГК  проверил   235 летних оздоровительных лагерей с круглосуточным и дневным пребыванием

На одном из последних заседаний коллегии Комитета госконтроля Беларуси отчет держал первый заместитель министра образования Александр Жук.  Неожиданно один из членов коллегии КГК стал адресовать ему вопросы по питанию, проживанию в летних оздоровительных лагерях — теме еще предстоящего заседания. Этот вопрос всегда был животрепещущим и острым. А итоги проверки превзошли даже самые смелые ожидания.

Комитет госконтроля проверил   235 лагерей с круглосуточным и дневным пребыванием, принадлежащих производственным предприятиям, организациям профсоюзов, управлениям образования облисполкомов. Проверил не случайно. О неудовлетворительной работе оздоровительных лагерей он уже информировал Совет Министров в 2006 году. Надо было убедиться, есть ли подвижки, изменения в лучшую сторону. Как показала проверка, по-прежнему оздоровление детей не отвечает предъявляемым требованиям. Многочисленные нарушения законодательства и серьезные недостатки выявлены практически во всех проверенных учреждениях. Республиканским центром по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения, республиканскими органами государственного управления, Федерацией профсоюзов Беларуси, а также организациями, содержащими на своем балансе лагеря, возложенные Советом Министров функции по организации и координации деятельности по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения осуществляются неудовлетворительно. Выполнение постановления Совета Министров Республики Беларусь от 2 июня 2004 года № 662 «О некоторых вопросах организации оздоровления и санаторно-курортного лечения детей» в части укрепления материально-технической базы стационарных оздоровительных лагерей, а также их подготовки к работе в летний период не обеспечено. Материально-техническая база отдельных оздоровительных учреждений находится в запущенном, а иногда и в состоянии, не пригодном для пребывания здесь детей. В ряде случаев лагеря не были подготовлены к открытию, в них нарушались требования по охране жизни и здоровья детей. Например, в лагере «Спартаковец» учреждения «Витебский областной спортивный клуб Федерации профсоюзов Беларуси» площадь спальных помещений не соответствовала утвержденным санитарным нормативам, оконные проемы не были оборудованы форточками, отсутствовали тумбочки, шкафы и другие приспособления для хранения личных вещей, нарушались требования противопожарной безопасности. В отдельных лагерях Могилевской области износ основных средств достиг 90 процентов.

Тенденция в стране наметилась удручающая: с 2006 года численность детей в лагерях в период летней оздоровительной кампании остается неизменной и составляет не более 38 процентов от общего количества учащихся в общеобразовательных школах и школах-интернатах. При этом численность детей-сирот и детей-инвалидов, находящихся на оздоровлении,  уменьшилась в нынешнем  году по сравнению с прошлым в Витебской, Минской и Могилевской областях на 8—17 процентов. В Гомельской области не выполняются показатели по охвату детей, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащих санаторно-курортному лечению и оздоровлению за счет средств республиканского бюджета.

Короче говоря, сеть оздоровительных учреждений для детей сокращается. При этом недостаточно используются для оздоровления в период летних каникул базы санаторно-курортных, оздоровительных и туристических организаций. В этом году по сравнению с прошлым число летних оздоровительных детских лагерей с круглосуточным и дневным пребыванием сократилось в Брестской области на 42 единицы, в Минской — на 119, в Гродненской — на 68, в Гомельской — на 15. Причем в основном закрываются лагеря  по причине тяжелого финансового состояния их собственников.

Государством на оздоровление детей в летний период этого года выделено 64,7 миллиарда рублей. И как расходовались эти деньги? Мягко говоря, не лучшим образом. Не искоренены расточительство, нарушения технологии приготовления пищи, недовесы, а также недовложения и хищения продуктов. Например, в лагерях «Зорька» ОУПП «Гродненское городское жилищно-коммунальное хозяйство», «Юные космонавты» РУПП «Гроднотекстиль», «Полочанка» ОАО «Восход» и других в приготовленной пище установлены отклонения от нормы сухих веществ — до 45, жира — до 60, в калорийности — до 50 процентов.

В гомельских лагерях «Сельмашевец», «Лесная сказка», «Кировец», а также «Ласточка» Островецкой РО профсоюза работников АПК, «Дружба» Ошмянской РО профсоюза работников АПК, «Зорька» ОАО «Трест № 9 г. Витебска», «Дружба» отдела образования Дзержинского райисполкома и других недовесы отдельных блюд составляли до 54 процентов. Во всех проверенных лагерях питание детей не соответствовало  утвержденным Минобразования и Минздравом нормам потребления продуктов. В ряде проверенных лагерей нарушались гигиенические требования к содержанию помещений, оборудованию, инвентарю, посуде, персоналом не соблюдались правила производственной санитарии и личной гигиены, для приготовления блюд использовались продукты после истечения срока их годности, а также с явными признаками порчи.

По результатам проверки детских оздоровительных лагерей в 2006 году Комитетом госконтроля было предложено Совету Министров поручить Минэкономики и Республиканскому центру по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения в целях совершенствования действующего механизма ценообразования на путевки в детские оздоровительные лагеря утвердить в установленном порядке Методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию затрат на их содержание и функционирование. Однако до настоящего времени соответствующий документ так и не появился. Вместо этого Министерство экономики распространило на детские оздоровительные лагеря действие инструкции о порядке ценообразования на путевки в санаторно-курортные и оздоровительные организации. Однако данная инструкция не содержит разъяснений о порядке соотношения общих затрат, включаемых в себестоимость оздоровительных услуг, с затратами, приходящимися на 1 койкодень.

Результаты проверки свидетельствуют, что неудовлетворительная организация оздоровления детей в текущем году явилась следствием недостаточного контроля со стороны местных исполнительных и распорядительных органов, Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения, других государственных органов. Минздравом и Минобразования неудовлетворительно организована работа по подбору педагогических и медицинских работников лагерей.

Комитет государственного контроля предложил Совету Министров принять действенные меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, наведению порядка в организации оздоровления детей, а также привлечь к ответственности виновных должностных лиц. Принятие необходимых мер, думается, должно поспособствовать тому, чтобы летний сезон будущего года прошел под знаком настоящего, а не бумажно-иллюзорного оздоровления детей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter