Уравновесить дисбаланс

В течение всех трех пятилеток мы на первое место ставили благосостояние населения и экономический рост... Мнения: оглядываясь на апрель

В Послании Президента народу и Парламенту сказано: «...дисбаланс внешней торговли приобретает угрожающие размеры. В его основе — структурные несоответствия производства реалиям современной экономики и рынков. Это — одна из самых болевых точек нашей экономики и одна из причин сложной ситуации на валютном рынке».


Действительно, в течение всех трех пятилеток мы на первое место ставили благосостояние населения и экономический рост. Качество роста и сбалансированное развитие экономики оставались на втором плане. В результате в экономике накопились диспропорции. Какие?


С 2005 года экономика выросла в 1,4 раза (ВВП). Запомним эту цифру и сравним со следующими. Экспорт товаров и услуг вырос не намного больше — в 1,6 раза, импорт же существенно больше — в 2,1 раза. Реальные денежные доходы выросли в 1,7 раза. А вот в банковские сбережения мы направляли только 5 рублей из каждых полученных 100. Это крайне мало. Более того, ту часть доходов, что одни белорусы принесли в банки, другие взяли в кредит (на начало марта выданные кредиты догнали сумму накопленных вкладов — 25 трлн. рублей). Это четверть всех доходов населения за 2010 год. Иными словами, деньги населения в банках работали только на строительство жилья и стимулирование покупки импортных товаров. Результат — импорт потребительских товаров за пятилетие вырос не в 1,7, как доходы, а ровно в два раза: с 2,8 млрд. до 5,6 млрд. долларов. А это говорит о том, что мы не хотим покупать то, что сделали сами, — предпочитаем импортное. И в этом нам помогает государство, повышая зарплату и стимулируя кредитование. Несоответствие многих белорусских товаров требованиям покупателей и есть первая и главная диспропорция. Импортируем сырье, материалы, комплектующие. На их основе создаем товары, которые плохо покупают, и предприятия вынуждены продавать их дешево, особенно на зарубежных рынках.


Весь наш товарный экспорт — 25,3 млрд. долларов — меньше, чем импорт промежуточных товаров — 25,4 миллиарда. В результате валютной выручки от экспорта не хватает даже на импорт промежуточных товаров. Заметим, что дело не только в росте цен на нефть и газ. Импорт энергетических товаров составил в 2010 г.


12 млрд. долларов (газ — 4 млрд., нефть — 6,8 млрд.). Однако 7 млрд. долларов перекрыто экспортом нефтепродуктов и других энергетических товаров, цены на которые синхронны ценам на сырье. Дело же в том, что растет импорт промежуточных товаров, привезенных по частям для отверточной сборки все тех же потребительских товаров. Вот еще почему так импортоемка наша экономика. Наши новые предприятия имеют очень малую добавленную стоимость.


Почему же так медленно идет техперевооружение и строительство инновационной экономики с высокой добавленной стоимостью? А это еще одна диспропорция. В импорте мала доля (всего 10 процентов) инвестиционных товаров.


Почему большинство предприятий так преуспели в импорте и пассивны в экспорте? Не только потому, что импортные товары лучше. Да зачастую это и не так. Причин две. Первая — различия в опыте, упорстве, профессионализме тех, кто импортирует и экспортирует. Зарубежные поставщики пришли с вековым опытом и традициями продвижения своей продукции. Высокой и гибкой системой оплаты сумели привлечь лучших белорусских менеджеров. На государственных экспортных предприятиях, несмотря на все принятые решения, и зарплата ниже, и административных ограничений побольше. Вот и результат.


Вторая причина. Как правило, иностранные товары сопровождаются иностранными кредитами. А это требует значительных финансовых средств и опять же опыта кредитования нерезидентов. Наши банки на это никак не могут решиться. Да и зачем — проще кредитовать покупку импортных товаров клиентами и населением.


Зарубежный опыт, в первую очередь Китая, показывает, что пример в экспорте демонстрируют предприятия с иностранным капиталом. Поэтому так важно ускорить процесс создания совместных и иностранных предприятий. А пока еще одна диспропорция: прямые иностранные инвестиции занимают существенно меньшую долю, чем кредиты. Кредиты, как известно, надо отдавать, а построенный или модернизированный завод будет стоять на нашей земле, давать нашим людям работу.


Еще одна диспропорция — низкая наукоемкость экономики. Средства на науку в основном выделяет государство — предприятия и особенно частный сектор пока не охотятся за новыми идеями и технологиями. Возможно, по примеру других стран следует их «принуждать к инновациям», устанавливая долю прибыли, направляемой на инновационные цели.


Последнее, на мой взгляд, несоответствие — устаревшие отраслевые формы управления госсектором, которые давно пора заменить на современные технологии корпоративного управления.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter