Уран — в реакторе, реактор — на площадке, площадка...

Где  в  Беларуси  может  начаться  строительство  АЭС?

Где  в  Беларуси  может  начаться  строительство  АЭС? 

Атомная электростанция в Беларуси будет построена. Весомых аргументов в пользу собственного ядерного реактора несколько. Главный — дорожающее углеводородное топливо, 80 процентов которого из общего объема энергетического сырья, потребляемого ежегодно, мы вынуждены импортировать из России. Учтен и экологический аспект: урон окружающей среде от деятельности АЭС и той же угольной станции  несопоставим. Объем радиоактивных отходов второй превышает показатели с АЭС в несколько раз, при этом первая никак не влияет на воздушный бассейн, так как при работе не потребляет кислород. 

Так что то, что белорусской АЭС быть, — вопрос решенный. Где может быть построен такой объект? Удивительно, но отечественные ученые задумались над этим еще в 1992 году... 

Сейчас об этом мало вспоминают, да и тогда особым вниманием печати идея строительства белорусской АЭС избалована не была. Все понятно — почти в каждом из нас «говорил» постчернобыльский синдром. Однако именно в 1992-м ученые тогда еще Института проблем энергетики Национальной академии наук, а ныне ГНУ  «Объединенный институт энергетических и ядерных исследований — Сосны» НАН Беларуси обратились в Министерство энергетики с инициативой о собственном ядерном реакторе. Предложение поддержали, но возник закономерный вопрос: где экономически и экологически наиболее обоснованно начинать строительные работы? Начальный мониторинг выявил 74 пункта, однако созданная впоследствии комиссия экологов отклонила 42 из них. Когда в 1994 году речь зашла уже о выборе генерального проектировщика будущего объекта, провели повторный анализ всех территорий и со счетов сняли еще 19 пунктов. Круг сужался: впоследствии до 6, а затем до 3 пунктов (от 100 до 300 квадратных километров каждый). После проведения полного объема изысканий на оставшихся пунктах — Шкловско-Горецком, Быховском и Дубровенском было оконтурено 7 площадок. Это был 1997 год. Тогда же активность изыскательских работ начинает снижаться. Вновь созданная комиссия посчитала, что острой необходимости, учитывая доступность на тот момент российского газа, в строительстве собственной АЭС нет. 

«Антиядерное лобби сделало свое дело. Но наш институт не прекратил исследования. Работы продолжались в рамках государственных научно-технических программ (ГНТП) «Энергетика-2000» и «Энергетика-2005». Проанализировав все площадки,  остановились на Кукшиновской и Краснополянской Шкловско-Горецкого и Быховского пунктов. Они и сегодня основные для изучения», — говорит ведущий научный сотрудник ГНУ «Объединенный институт энергетических и ядерных исследований — Сосны» НАН Беларуси кандидат технических наук Алий Малыхин. 

В 2006 году правительство Беларуси поддержало и утвердило разработанную институтом ГНТП «Ядерно-физические технологии для народного хозяйства Беларуси». С этого момента вопрос строительства собственной атомной станции был фактически решен, поэтому изыскательские работы на уже намеченных двух площадках начались с новой силой. 

— Согласно требованиям нормативных документов и рекомендациям МАГАТЭ, выбор площадки для размещения АЭС может быть сделан, как минимум, из сравнения характеристик двух вариантов. На сегодняшний день Краснополянская по всем параметрам изучена на 80—85 процентов, Кукшиновская — только на 50 %, — отмечает ученый. 

Даже при неравноценной степени их изученности картина в целом вырисовывается такая. На Кукшиновской, расположенной в 15 километрах от города Горки, высокоплодородные, хорошо распаханные, ухоженные почвы. Рядом — селекционная семеноводческая станция. Это следует учитывать при оценке так называемого отложенного ущерба. Все-таки для сельского хозяйства страны возможная потеря 1000 — 1500 гектаров пахотных земель в случае начала строительства здесь — серьезный урон. В этом плане Краснополянская площадка более предпочтительна — она покрыта лесом. Продажа древесины могла бы компенсировать какую-то часть затрат на основание площадки. Кроме того, здесь предсказуемое и простое геологическое строение подстилающих грунтов. Однако на глубине 50—60 метров, по данным геологов, залегает мергелиево-меловая толща. Это не является запрещающим фактором для размещения АЭС, но требует более строгого отношения к последующему мониторингу гидрогеологических условий на выбранной территории. В настоящий момент здесь проводятся расчеты по анализу фильтрационного режима основных сооружений АЭС. Эти работы выполняют специалисты из Санкт-Петербурга. В основном по всем параметрам (инженерно-геологическим, гидрологическим, сейсмотектоническим, метеорологическим) как Краснополянская, так и Кукшиновская площадки в соответствии с квалификацией МАГАТЭ не имеют препятствующих строительству факторов. На них даже намечены территории промплощадок размером 2 на 2 километра каждая, где можно разместить «сердце» АЭС — ядерный остров. 

Несколько месяцев назад было принято решение о начале комплексных изысканий еще одного пункта — Островецкого, что связано с энергодефицитностью западных регионов страны. Но осложняющим строительство фактором в этом месте может стать близость Нарочанского региона, где собираются обустраивать полноценный туристический комплекс. Думается, соседство с ядерным объектом вряд ли прибавит популярности курортным территориям. Но делать какие-либо выводы пока рано: необходим полный цикл изысканий природно-географических, экологических и технико-экономических характеристик данной зоны. 

— По требованию правительства предварительные заключения по каждой из теперь уже трех площадок мы должны дать к сентябрю текущего года, а завершить исследования и определиться с местом окончательно — к 2009 году. Это связано с тем, что основное время занимают сейсмотектонические и геодезические наблюдения. Для тщательного анализа таких показателей необходимо года два, — говорит Алий Малыхин. 

Европа, Америка, восточный регион, Россия, африканский континент — человечество в основном мирно сосуществует с ядерными технологиями не одно десятилетие. И выигрывает от этого. Вопросы безопасности здесь отлажены исключительно, поэтому в международных актах по атомной энергии исчезла норма дистанционного отбора. Известный факт: во Франции одна из АЭС находится в непосредственной близости к Парижу. Следовательно, французами нарушается требование МАГАТЭ о неразмещении станций близ городов, где плотность населения свыше 100 человек на километр квадратный. И это не свидетельство халатности, просто при правильном обращении с атомом польза от него очевидна и вероятность риска минимальна. Новейшие данные говорят о том, что в современных условиях вероятность риска от эксплуатации атомной станции равна   10-8, при этом допустимый аналогичный показатель, рекомендуемый МАГАТЭ, и того выше — 10-6

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter