Уральские самоцветы

Нас ждет встреча с театральным искусством из Магнитогорска

Альметьевский, Ачинский, Елецкий, Лысьвенский, Черемховский, Шадринский... Сколько же их маленьких, но гордых провинциальных театров разбросано по матушке–России! Постепенно они отвоевывают себе новое пространство и новых поклонников. Постановки становятся смелее, резче, разнообразнее. И профессиональное сообщество это отмечает: театральная жизнь смещается в провинцию. Едва ли не все наиболее важное и интересное сегодня происходит именно в регионах.

Обратимся к фактам. «Облако–рай» из Лысьвы был когда–то номинирован сразу на четыре «Золотые маски»! Хотя матерый критик не сразу отыщет Лысьву на карте. На прошлой «маске» получил номинацию драматический театр из Шарыпово Красноярского края. А первым необластным городом, получившим признание на «Золотой маске» в 2008 году, как хладнокровно свидетельствует история, стал Магнитогорский драматический театр им. А.С.Пушкина с постановкой «Гроза» режиссера Льва Эренбурга. (Спектакль приезжал в Минск на один из театральных форумов.) И вот теперь служители сцены из Магнитогорска едут к нам на гастроли. Квасим капусту, ставим тесто на пирожки, достаем старинный рецепт бабушкиных клецок.

«Темные аллеи»
На сцене театра им. М.Горького, с которым магнитогорцы подружились во время гастролей нашей труппы по Уралу, гости покажут три постановки: «Изобретательная возлюбленная» (8 сентября) по Лопе де Вега, «Темные аллеи» по Ивану Бунину и «Зима» по пьесе Евгения Гришковца. (Когда–то «Зима» шла в Купаловском театре.) Уральская мощь, стать, кипение страстей и накал высоких переживаний. Наверное, чему–то можно будет и поучиться у российского коллектива, например, жизнелюбию и стрессоустойчивости.

Артистам есть чем гордиться. В 2011 году американский журнал Forbes опубликовал список лучших провинциальных театров России, которые стоит посетить иностранцам, среди них — Магнитогорский. Театр участвовал в знаковых фестах — от «Балтийского дома» до «Волжских театральных сезонов», международных форумах во Франции, Польше, Румынии, Финляндии, Чили, Южной Корее, Израиле... Многие годы в их родном городе проходил международный фестиваль «Театр без границ».

Конечно, понятие провинциальности в театре вообще условно. Вспомним, что Донатас Банионис творил в Паневежисе, а Пина Бауш свои лучшие творческие идеи воплотила в Вуппертале. Театральной Меккой давно стал и Екатеринбург. Наоборот, именно на столичных сценах видишь много стройных, академически выверенных спектаклей. Нет в них какой–то настоящей жизни, искорки, свежего взгляда. Иногда отталкивают снобизм, спертый псевдоинтеллектуальный воздух в зале, ощущение художественного компромисса, помноженного на чудовищную скудость мысли. Вот что странно, многие наши режиссеры сами родом из провинции, но как только дорываются до больших сцен, сразу хотят походить на Виктюка, откреститься от своего прошлого, начинают оттопыривать палец и пугать всех каким–то катарсисом.

Стою перед магнитогорской афишей в некотором радостном оцепенении и не могу поверить своему счастью. Уверен, Лопе де Вега, Бунин и особенно Евгений Гришковец счастливы в ней присутствовать. Да и Forbes плохого не посоветует. Хотелось бы, чтоб российские театры из регионов приезжали к нам чаще, у них наверняка происходит чрезвычайно много всего любопытного и увлекательного.

Добрый зритель в 9–м ряду.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?