Ежегодно наши мультфильмы завоевывают до 40 престижных призов и премий на фестах в разных странах

Управлять мирами — это мощно

Ноябрь. Алтайский край. «Хрустальные ключи»… Это время, место и название международного фестиваля сказочного жанра в детском и семейном кино, где сразу три белорусских мульт­фильма получили престижные награды. На киностудии «Беларусьфильм» за коллег рады. Впрочем, как всегда. Ведь событие это хоть и не рядовое, но можно сказать привычное. Белорусские мультфильмы знают во всем мире. Ежегодно они завоевывают до 40 престижных призов и премий на фестах в разных странах. В чем секрет побед? Спросили у самих аниматоров.

«Красавец и Чудовище».

«Лучшее место на свете».

«Как медведь друга искал».

На фестивале «Хрустальные ключи» все белорусские работы были представлены в номинации «Анимация. Короткий метр». Специальный диплом «За романтичность» достался анимационному фильму «Красавец и Чудовище» режиссера Натальи Дарвиной-Хаткевич. Второе место получила работа Игоря Волчека «Как медведь друга искал». А приз и диплом I степени — мультфильм «Лучшее место на свете» Ирины Тарасовой. Спойлер от победительницы: 

— Простая история о том, как мышонок пошел искать счастье. Для него это полный амбар, в котором все есть и все можно есть,
— Ирина делает паузу. — Оказалось, что такое место действительно существует, но счастья это нашему герою не принесло… 

Концовку режиссер не раскрывает. Отмечает лишь, что, несмотря на нехитрый сюжет, фильм получился многоплановый. Поэтому интересен будет не только детям.

— Хронометраж — чуть больше 13 минут. А делали фактически полтора года. Много персонажей. В каких-то сценах в кадре по 30 мышек, что в разы усложняет задачу аниматоров. Плюс постоянная смена мест, пейзажей, дейст­вий. И техника — компьютерная перекладка — довольно сложная. Сначала героев и фоны рисовали пастелью и карандашами на крафт-бумаге, потом сканировали рисунки, вырезали детали и заставляли их двигаться уже на экране монитора, — делится Ирина. 

Тем не менее победы мультфильма в этом и других конкурсах («Лучшее место на свете» уже показывали на фестивалях в разных странах), Ирина Тарасова не считает закономерными. Мол, фестивали — это всегда лотерея. 

В то же время отмечает, что западная анимация сейчас идет по пути минимализма и в основном создается на компьютере, что сразу заметно. А наша сохранила лучшие традиции советской школы. 

— У нас остается много ручного труда, в хорошем смысле. Это выигрышно отличает на международных фестивалях. Не то что мы в каменном веке сидим и гордимся этим. Компьютерной обработки тоже много. Но есть ручная перекладка, интересные творческие решения, — акцентирует внимание Ирина.

Спрашиваю: а где для вас лучшее место на свете?

— Там, где я, — улыбается. — Всегда была художником, занималась живописью и театром. В анимацию пришла, чтобы оживить картинку. Осуществив, поняла, что этого мало. Нужно быть режиссером. Можно творить миры и ими управлять — это очень мощная профессия. 

Согласен с коллегой и режиссер Игорь Волчек:

— Анимация — очень глубокое самостоятельное искусство, которое начинается там, где заканчиваются возможности игрового кино. В анимации можно сделать все, что тебе в голову придет. Главное, чтобы пришло.

Игорь ВОЛЧЕК.
Фото Александра Кулевского

Игорь Викторович больше 40 лет создает мультики для детей. Рассказывает, что свой первый приз как режиссер получил еще в 1987-м за «Каприччио» — тогда этот мульт­фильм собрал девять наград на самых престижных международных фестивалях. А вот «Как медведь друга искал», говорит, совсем не фестивальный — сделан для широкой детской аудитории. Кстати, на фестивале «Хрустальные ключи» победителей выбирали именно дети.

— В этом мультфильме мы тоже задействуем технику перекладки, но пластилиновую — что-то вроде ожившего барельефа. Чем покорили детское жюри? Яркими персонажами, интересным сюжетом, разными выдумками. А еще мульт­фильм музыкальный, — режиссер не без грусти в голосе уточняет: «голь на выдумки хитра», подразу­мевая, что «Беларусьфильм» сегодня переживает не лучшие времена. — А главное — наши фильмы, развлекая, образовывают, воспитывают. И этим надо пользоваться. 


Игорь Волчек приводит примеры своих мультфильмов, которые, считает, дети будут смотреть с удовольствием. Скажем, «Приключения Нестерки» на русском и белорусском языках, «Океаны» или «Чудеса в день рождения» о фразеологизмах. Красочные и динамичные. В то же время некоторые популярные зарубежные мультсериалы называет анимационными чипсами:

— Дело в том, что как-то все забыли, что анимация — это духовная пища, которая бывает как полезная, так и вредная… Поэтому надо все-таки больше думать, как воспитывать подрастающее поколение. Недооценивать роль анимации недальновидно, мягко говоря.


Даже в непростые для «Беларусьфильма» времена на киностудии ежегодно создают 90 минут анимации, или 8—10 мульт­фильмов. И на каждый есть стопка дипломов с разных фестивалей, продолжает тему Игорь Галиновский, директор студии анимационных фильмов:

— Чтоб вы понимали, наши мультфильмы собирают до 40 наград в год. В этом, например, демонстрировались на фестивалях в Индии, Китае, Японии, Тайланде, Хорватии, США. И победа на «Хрустальных ключах», где были представлены в том числе и работы таких студий, как «Союзмультфильм», «Кинофест», WizartAnimation, Аnimaccord, лишь одна из многих. Чего, возможно, пока не хватает нашим мультфильмам, так это рекламы и продвижения в своей стране.

КСТАТИ

В студии анимационных фильмов готовятся к сдаче совместного проекта «263 ночи» о Холокосте. Это анимация с документалистикой по реальным событиям.

dekola@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter