У Беларуси есть серьезные экономические резервы в развитии управленческого кадрового потенциала

Управление — суть свершений

Всегда выступаю за реализм мышления. Но чтобы вырваться вперед, необходимо ставить перед собой амбициозные цели. А для их достижения придется покинуть зону привычного комфорта, напрячься, искать креативные, неожиданные решения (не путать с прожектами и прожектерством). По-другому выйти на иной экономический уровень, как мне кажется, не получится. Чтобы в горизонте нынешнего поколения достигнуть уровня жизни, сопоставимого со среднеевропейским, белорусский ВВП должен расти минимум на 6—7 процентов в год. Вроде бы задача кажется невыполнимой. Насколько удобнее, привычнее, причем как для чиновников, так и для большей массы руководителей предприятий, динамика в 2—3 процента. 

inform.net
Конечно, всегда найдутся критики опережающих темпов, ссылающиеся на разные сложности, высокую конкуренцию, дефицит финансовых ресурсов и инвестиций. И в определенной степени будут правы. Но кроме вышеперечисленных факторов у Беларуси есть серьезные резервы, задействовав которые, можно значительно развить экономический потенциал и увеличить конкурентоспособ­ность. И прежде всего повысить кадровые возможности. К сожалению, для реализации конкурентной экономической промышленной политики существует дефицит квалифицированных управленцев, обладающих необходимыми познаниями в области инноваций. И это серьезный тормоз для более быстрого роста. 

Возможно, меня многие покритикуют, но убежден: налоговые преференции, адресные бюджетные субсидии и другие специальные режимы сами по себе не могут выступать драйвером как экономики, так и отдельных отраслей. Различные льготы призваны стимулировать создание новых направлений деятельности, производств, видов продукции. Но «инкубационный период» должен быть коротким, преференции должны уменьшаться и условия хозяйствования — возвращаться к общим основаниям. Опыт Беларуси показал, что чересчур значительные преференциальные режимы обладают скорее отрицательными последствиями. Да, при их использовании привлекается некоторое количество инвестиций, создаются новые направления деятельности. Но слишком тепличные условия создают иллюзию конкурентности и исключительности. В том числе за трудовые ресурсы, которые сегодня в дефиците из-за известной демографической ситуации. Кроме того, льготы не стимулируют качественное развитие. Соревновательность (в том числе и на внешних рынках) достигается не за счет инноваций, свежих решений, эффективности управления, а в большей степени из-за льгот по налогообложению и другим платежам. Более справедливо и логично с точки зрения социального государства, чтобы и экономика, и бизнес-проекты были способны генерировать ресурс, необходимый для самостоятельного развития. А роль государства — это мотивация бизнеса к инновациям или участию в решении социальных проблем, например, через самозанятость. 

Надо понимать, что сегодня основа конкурентоспособности находится в области повышения эффективности процессов и управления. Это серьезные вызовы для руководителей. К сожалению, даже не по качеству, а скорее по условиям работы, директорский корпус существенно проигрывает зарубежным конкурентам. Если говорить о стратегических предприятиях, то к их руководству удалось привлечь настоящих профессионалов. Но существует огромный дефицит управленческих кадров для компаний и организаций среднего звена, которых в госсекторе насчитывается несколько тысяч. В совокупности они оказывают значительное влияние на экономику. Наверное, неоднократно при подведении итогов мы слышим из года в год от некоторых руководителей объяснения, почему не выполнены бизнес-планы. Их спектр широк: недостаток оборотных средств, высокая конкуренция, разные условия хозяйствования с российскими и другими зарубежными компаниями, изменения конъюнктуры рынка и так далее и тому подобное. Но эти доводы не являются весомыми для серьезных менеджеров. Ведь отраслевые и корпоративные стратегии, бизнес-планы и разрабатываются, чтобы преду­смотренные в них мероприятия решили перечисляемые проблемы и минимизировали различные риски, которые (будем справедливы) во многих случаях вполне предсказуемы и прогнозируемы. Как мне кажется, ключевой вызов для экономики страны — создание системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов в области управления. Их уровень мышления, подходы и профессионализм должны соответствовать в полной мере (а еще лучше — превышать, для перспектив роста) занимаемым должностям. Существенный фактор — формирование эффективной системы личной и должностной мотивации, позволяющей адекватно современным вызовам выполнять поставленные задачи.  

Георгий Гриц, ректор ГУО «Институт повышения квалификации и подготовки руководителей и специалистов промышленности «Кадры индустрии», кандидат экономических наук

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter