Употребить полезно, а в меню нет

ПЕНСИОНЕРКА Софья Клементьевна, с которой живем по соседству, не раз сетовала на то, что подпольные производители самогона испортили жизнь ее сыну. Молодой человек работал на машиностроительном заводе, и, возвращаясь домой после смены, вместе с друзьями спешил в один частный дом. Понятно, «бормотуху», которую продавал владелец незаконного мини-заводика, назвать качественным продуктом было никак нельзя. И многих, кто употреблял ее, сегодня уже нет в живых. Сыну соседки повезло больше...

Почему далеко не во всех популярных туристических мекках, агроусадьбах можно легально отведать хорошего народного напитка

ПЕНСИОНЕРКА Софья Клементьевна, с которой живем по соседству, не раз сетовала на то, что подпольные производители самогона испортили жизнь ее сыну. Молодой человек работал на машиностроительном заводе, и, возвращаясь домой после смены, вместе с друзьями спешил в один частный дом. Понятно, «бормотуху», которую продавал владелец незаконного мини-заводика, назвать качественным продуктом было никак нельзя. И многих, кто употреблял ее, сегодня уже нет в живых. Сыну соседки повезло больше...

Что до злополучной подпольной самогонной точки, то ее не раз накрывала милиция, принимала меры воздействия, изымала самогон, выписывала штрафы. Тем не менее мутный ручеек продолжал струиться вновь и вновь. Если не на прежнем месте, то в каком-нибудь из соседних домов.

Эти и подобные им горе-производители, на мой взгляд, и помогли сформировать негативное отношение к народному напитку. И даже те, кто делает его исключительно для себя и не обязательно для внутреннего употребления, на людях, как правило, не отважатся даже заикнуться об этом. Ведь промысел пока вне закона. А ведь качественный, нормальный, безопасный и в чем-то даже полезный для здоровья продукт вполне мог бы претендовать на роль национального бренда.

И УЖЕ претендует! Сомневаетесь? Приведу несколько примеров. Не так давно группа российских журналистов знакомилась с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями Брестской области, посещала агрогородки и агроусадьбы. Итогом поездки стала увлекательная экскурсия по резиденции белорусского Деда Мороза в Беловежской Пуще, дружный хоровод вокруг самой высокой новогодней елки в Европе, загадывание желаний возле мельницы чудес, фотографирование с зубрами и… дегустация местного самогона.

Прозрачный, как слеза, и пахнущий ароматом душистых трав напиток гостям не просто понравился. Вызвал восхищение. Журналисты интересовались, можно ли попробовать такой отменный самогон не только в Пуще, но и в иных местах. Например, в белорусских агроусадьбах, санаториях, куда туристы из России наведываются довольно часто. Ответа вразумительного не услышали.

К сожалению, у корреспондентов брестских СМИ не было возможности поделиться конкретной информацией по данной теме. Некоторые из нас бывали в агроусадьбах, где можно великолепно отдохнуть, искупаться в пруду с чистой водой, отправиться на рыбалку, отведать парного молочка, попариться в настоящей деревенской баньке и попробовать настоящего «первача», очищенного от сивушных масел, настоянного на травах, от которого, если без перебору, только польза.

В Национальном парке «Беловежская Пуща» таким качественным продуктом гостей (разумеется, по их желанию) угощают уже не один год.

— И в этом нет ничего необычного, — считает заместитель генерального директора учреждения Александр Шаринда. — Традиции белорусского гостеприимства заключаются не только в радушном и теплом приеме, который мы можем оказать, но и в знакомстве с достопримечательностями нашего края, его неповторимыми красотами, богатством природы, открытостью людей. Умеем приятно удивить и кухонными изысками: блюдами из дичи, той же пущанской самогонкой, которую посетители ценят за отменное качество.

ТАКОГО же мнения придерживается и владелец уютной агроусадьбы в деревне Яечковичи Ивановского района Степан Калилец.

— У нас даже в эти зимние дни практически не бывает свободных мест, — рассказывает Степан Антонович. — Особенно большой наплыв гостей в выходные. Приезжают местные, гуляют свадьбы, наведываются туристы, охотники: как наши, так и российские.

Что до горячительных напитков, то без них, по словам нашего собеседника, массовые праздники, гулянья, понятное дело, не обходятся. Что употреблять, личное дело каждого. Но на Ивановщине прекрасно знают, что лучше местной хлебной самогонки ничего нет. Натуральный чистый продукт с водкой, даже самой лучшей, не сравнится. Потому что производится в небольшом количестве, для собственных нужд и с душой. В Беларуси, говорит владелец агроусадьбы, места, где производят самогон и угощают им, можно пересчитать по пальцам одной руки. Дудутки, Беловежская Пуща… Следующий палец, не напрягая память, загнуть не так-то просто.

Может ли самогон претендовать на роль национального белорусского угощения? По мнению Степана Калильца, это было бы неплохо. Ведь многие гости, приезжая в агроусадьбу, первым делом интересуются, угостят ли их хлебной самогоночкой. А такой возможности у хозяина нет, поскольку для оказания подобной услуги необходима лицензия, получить которую весьма непросто.

Получается парадокс. О качестве самогона знают многие, и где-то его наверняка производят, коль слава о нем вышла далеко за пределы района. А зайти в бар, ресторан и заказать стаканчик «хлебной» у вас не получится, потому что в меню просто не окажется подобных напитков.

ПЕНСИОНЕРКА из деревни Большие Круговичи Ганцевичского района Ванда Чеботаренко, которая уже много лет заведует местным Домом культуры, эти ценные секреты переняла от своих родителей. Те, в свою очередь, учились у бабушек и дедушек. Многие хвори, особенно простуды, успешно лечили именно с помощью хлебного самогона. Больным делали компрессы, укладывали отдыхать на теплую печь, и недуг в течение короткого времени как рукой снимало. Такой горячительный напиток идеально подходил для дезинфекции ран и других целей. Готовили его исключительно на хлебе. От настоев, сделанных на спирту, он отличался особой мягкостью. При использовании сахара результат будет совсем не тот, говорили местные старожилы.

— Настоящий самогон, приготовленный, по всем правилам, — это действительно хороший и полезный продукт, — подчеркивает Ванда Ивановна. — При нашем клубе на протяжении 35 лет действует народный театр «Паланіца», участники которого популяризируют уникальные местные обряды. Некоторые из них были связаны с употреблением самогона. Скажем, завершая сенокос, хозяин приглашал к импровизированному столу всех взрослых, которые участвовали в  ответственной работе — родных и близких, соседей, — и потчевал их чаркой хлебной самогонки. После изнурительного труда такое угощение, да еще под домашнее сальце, было как раз впору.

По мнению Ванды Чеботаренко, Натальи Федосовой и других участников народного театра из Больших Круговичей, нельзя терять обряды, традиции, доставшиеся нам от предков. Так и с самогоном. Если он качественный, изготавливается по веками отработанным технологиям, производится не на продажу, а для собственных нужд, то почему бы не сделать его настоящим народным брендом?

Правда, нужно четко разграничивать понятия «напиток» и «пойло». К последнему как раз и относятся сотни, тысячи литров контрафактной продукции, которую ежегодно изымают у недобросовестных граждан сотрудники правоохранительных органов. Такому «пойлу» должен быть поставлен надежный заслон.

Александр КУРЕЦ, «СГ»

 

 

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter