Упорядочить - не значит урезать

Армия льготников в стране уже давно достигла критической массы.
Армия льготников в стране уже давно достигла критической массы. В это верится с трудом, но факт остается фактом - почти две трети жителей Беларуси в той или иной степени пользуются социальными льготами. Для кого-то все привилегии ограничиваются лишь скидками на проезд в общественном транспорте, а для кого-то бесплатное обеспечение медпрепаратами уже давно стало нормой. Сегодня очевидно, что путем элементарного урезания бюджетных расходов одной категории льготников в угоду другой проблему не решить. Тем более что вопрос элементарного наведения порядка в этой сфере всегда был острым раздражителем общественного мнения. И по мере приближения парламентских выборов проблема будет приобретать все больший политический оттенок.

Почти полгода назад экспертами сразу нескольких ведомств - Министерства труда и соцзащиты, министерств юстиции и финансов, а также специалистами Центра законопроектной деятельности при Президенте был подготовлен проект Закона "О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан". Главный принцип реформы - экономическая обоснованность, адресность и доступность всех форм социальной поддержки граждан. Причем ключевое слово здесь - адресность. Поэтому в пакете с законопроектом об упорядочении социальных льгот в парламент на рассмотрение был представлен и проект закона об оказании именно адресной социальной помощи населению.

Но написать закон еще не значит его утвердить. В Палату представителей документ поступил минувшей осенью. Ожидалось его принятие до конца сессии, но он даже не попал на обсуждение в Овальный зал, застряв в парламентских комиссиях. "Любое упорядочение социальных льгот - это их урезание", - сказал мне один депутат, пытаясь защитить коллег, не пожелавших разделить ответственность за принятие необходимого, но непопулярного решения.

Впереди парламентские выборы. Депутаты, которые снова собираются баллотироваться, не желают портить отношения с избирателями в округах. Однако очевидно, что решение все же принимать придется. И чем скорее это будет сделано, тем лучше. Президент в этом вопросе свою принципиальность продемонстрировал. "Необходимо набраться мужества и упорядочить льготы и привилегии, - сказал Александр Лукашенко на специальном совещании. - Мы прекрасно понимаем, что идем на непопулярные меры, но если сохраним существующее положение дел, то экономика страны просто развалится".

Судите сами, только льготами по проезду на пассажирском транспорте пользуется сейчас 6,7 млн. человек. Льготами в сфере медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения - 4,9 млн. жителей страны. По оплате жилья и коммунальных услуг льготные скидки предоставлены 610 тыс. граждан и т.д. В целом, по данным Минфина, на предоставление льгот в 2003 году потребовалось 520 миллиардов рублей - это более 4 процентов всей расходной части бюджета. Сам собой напрашивается вопрос: насколько же эффективно расходуются такие огромные средства?

Как оказалось, отдача невелика. Прежде всего из-за слишком большого контингента получателей льгот. Их более 50 категорий. На одного льготника в среднем приходится по 7 - 8 тысяч рублей. Причем, как свидетельствует анализ, семьи с более высокими доходами имеют в полтора раза больший размер льгот, в сравнении с семьями, имеющими более низкий доход. Что же принципиально нового предлагает реформа этой системы, и в частности, законопроект, который должен стать ее юридической основой? Тотального сокращения льгот, чего так опасались некоторые парламентарии, не предполагается. Основные льготы и гарантии для многих категорий населения сохраняются. В том числе для героев войны и труда, полных кавалеров орденов Славы, награжденных орденом Отечества трех степеней, а также ветеранов и инвалидов войны и приравненных к ним лиц. Изменен сам принцип предоставления социальной помощи. Так, к примеру, если законопроект дает право на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, медицинской и иной помощи, то уже с учетом установленных норм и фактическим уровнем потребления. То, что положено человеку, заслужившему право на льготы, не может быть предоставлено членам его семьи. На основе принципа нуждаемости будут предоставляться льготы для проезда в общественном транспорте. Упорядочив "чернобыльские", которые для многих тысяч - капля в семейном бюджете, удастся сэкономить значительные деньги для осуществления целевых программ ликвидации последствий аварии.

Конечно, при всех достоинствах законопроекта он, безусловно, еще будет подвергнут корректировке. На весенней сессии парламента депутатам, видимо, все же придется вернуться к его рассмотрению. Если же и на этот раз политическая (читай - предвыборная) целесообразность возобладает над экономической, то в будущем бюджетных средств может не хватить уже и тем, кто остро нуждается в государственной поддержке.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter