Упорные девушки в сари

Сари исполнительниц классического индийского танца 9 метров в длину!
Первое потрясение я испытала, убедившись, что сари исполнительниц классического индийского танца 9 метров в длину! Причем изящные мелкие складки, раскрывающиеся, будто веер, во время бессчетных приседаний, танцовщица драпирует прямо на себе, отмеряя их ширину на глазок и тщательно заглаживая руками каждую. Процесс длительный и кропотливый, и воспитанницы Светланы Баркун нервничают - до начала спектакля остаются считанные минуты, а еще нужно успеть выкрасить кончики пальцев красной краской и украсить косы бутонами жасмина...

Несколько лет назад Светлана была довольно популярной фигурой в белорусской столице - увлечение минчанок индийскими танцами началось когда-то именно с нее, с созданного ею ансамбля "Сарасвати", участники которого поначалу копировали танцы из индийских фильмов. Позже Светлана получила стипендию от Индийского совета по культурным связям и на 5 лет почти исчезла из поля зрения поклонников, занявшись изучением танца бхарат-натьям в крупнейшей международной школе искусств в Мадрасе. Потом в ее жизнь вошла любовь уже не только к танцу. Как это часто случается с талантливыми и красивыми актрисами, Светлана очаровала "заморского принца" в лице испанского бизнесмена, счастливо вышла замуж и... И вот теперь, когда ее маленькая дочка подросла, вернулась в Минск со спектаклем по индийскому эпосу "Радха" и планами о создании нового профессионального коллектива.

...Перед выходом на сцену танцовщице требуется не меньше трех часов, чтобы надеть сари из специального, тонкого и жесткого "танцевального" шелка, наложить грим, покрасить ступни и кисти рук альтой (это такая устойчивая краска растительного происхождения - ее наносят для того, чтобы сделать жесты еще выразительнее), наконец, прикрепить украшения, вес которых измеряется килограммами. На голову - диадема, символы солнца и луны, на шею - ожерелья-обереги, в уши - колокольчики, на руки - браслеты и как завершающий аккорд - ножные бубенчики в количестве 60 штук на каждую ногу... Гримерка ДК "Юность", где должен состояться спектакль, наполняется мелодичным перезвоном из какого-то нездешнего мира. Для полноты иллюзии не хватает разве что нежного запаха цветов - в Индии к косам танцовщиц прикрепляют тяжелые гирлянды нераспустившегося жасмина. Иногда бутоны раскрашивают во все цвета радуги.

Украшения и костюмы Светлана привезла из Индии - коротенькие блузки чоли подгоняются по фигуре с точностью до миллиметра. Все девушки сложены безупречно, все - с царственной осанкой и хрупкой талией, хотя некоторые, так же, как и Светлана, молодые мамы. Но недаром бхарат-натьям считается одной из форм йоги - умение застывать в позах, в которых подчас, кажется, и равновесие сохранить невозможно, требует солидной физической подготовки и неправдоподобного контроля над мышцами. Ведь танцовщица с одинаковым успехом может заставить звенеть как весь "хор" своих колокольчиков, так и только единственный из них...

Вообще, подлинный индийский танец не имеет ничего общего с примитивным покачиванием бедер, без которого не обходится ни один индийский фильм. В действительности это высокое искусство, танцовщица постигает его всю свою жизнь, специализируясь только в одном из 7 видов классического танца - настолько каждый из них сложен. В бхарат-натьям, например, существует 28 жестов для одной руки и 24 - для двух вместе. При этом каждый из жестов может иметь различное значение в зависимости от позы и мимики танцовщицы. Кстати, выразительная мимика тренируется упражнениями не менее упорными - там своя сложная арифметика... В древности храмовых танцовщиц - девадаси - готовили чуть ли не с младенчества, ограждая от всех прочих занятий. Предполагается, что новые ученицы школы Светланы Баркун "Бхараткалатия" (в переводе с санскрита - "индийское искусство") впервые выйдут на сцену только через три года - освоить азы танца, придуманного по легенде самим богом Шивой, за менее короткий срок невозможно. Одновременно в этой школе планируется изучать индийскую философию и мифологию.

...Я снова заглядываю в гримерку к нашим "индианкам" уже после спектакля. Их сари выглядят так, словно за кулисами девушек неожиданно застигла гроза - наряды впору выжимать. Водостойкая тушь растеклась по щекам... А на лицах - выражение абсолютного счастья. Правду говорят, что занятие древним бхарат-натьям - прямой путь к душевной гармонии.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter