Упор на экспортную модернизацию

Моя колонка в «СБ» выходит по четвергам почти полгода. В каждой статье рассматривался один из аспектов реальной экономики. Сегодня постараюсь коротко систематизировать некоторые основные выводы

Моя колонка в «СБ» выходит по четвергам почти полгода. В каждой статье рассматривался один из аспектов реальной экономики. Сегодня постараюсь коротко систематизировать некоторые основные выводы.


Главную угрозу финансовой безопасности страны представляет постоянный рост отрицательного сальдо внешней торговли товарами, которое за полугодие составило минус 3,9 млрд. долларов. Очевидно, для устранения отрицательного сальдо необходима комплексная модернизация экономики. Как представляется, работа должна вестись по следующим направлениям.


Необходимо разработать программу освоения новых видов товаров с повышенным удельным весом добавленной стоимости в цене (в первую очередь наукоемких изделий). Экспорт таких товаров позволит увеличить валютные поступления в страну. Целесообразно также включение отечественных предприятий в цепочки транснациональных корпораций (ТНК) при условии освоения ими на территории Беларуси передовых технологий и предоставления зарубежных рынков сбыта продукции. Нужно также развивать лицензионные производства товаров высокого качества с условием, что эти товары будут ориентированы не только на отечественный, но и на зарубежные рынки. Освоение выпуска товаров из развивающихся стран с экономической точки зрения вряд ли целесообразно, поскольку они имеют скромные качественные характеристики, а стране нужно увеличивать экспорт.


Мировая практика показывает, что не все инновационные технологии окупаются. Однако те из них, которые попадают в яблочко, приносят сверхдоходы. Поэтому венчурным компаниям должно быть предоставлено право на риск. Целесообразна разработка и принятие программы государственно–частного партнерства. Такие программы позволят привлекать инвестиции частного сектора для реализации инвестиционных проектов. Одним из эффективных инструментов государственно–частного партнерства является создание региональных кластеров: промышленных, инновационных, программного обеспечения. Следует усовершенствовать нормативно–правовую базу в сфере государственно–частного партнерства.


Нужна активизация структурной политики государства, развитие налоговых и кредитных стимулов, которые сделают выгодными инвестиции в модернизацию и расширение производства. Это требует определенного смягчения денежно–кредитной политики. Однако рублевая денежная масса (М2) за I полугодие 2009 года сократилась на 17,5 процента при росте ВВП на 0,3 процента. На мой взгляд, такая денежно–кредитная политика является чрезмерно жесткой. Поэтому объем денежной массы целесообразно привести в соответствие с потребностями экономики.


Активное кредитование экономики должно осуществляться только по направлениям, обеспечивающим увеличение экспорта белорусских товаров. В остальных случаях необходим взвешенный подход. Нужно ужесточить условия предоставления ссуд домашним хозяйствам, поскольку именно население, выражаясь языком популярной телепередачи, является «слабым звеном» в кредитовании. Если общая сумма проблемных кредитов за год выросла в 2,4 раза, то проблемные кредиты физических лиц увеличились в 3,6 раза. Попытки агитировать людей брать больше ссуд чрезвычайно опасны. С этого, кстати, начинался ипотечный кризис в США.


В сфере государственных финансов пока отсутствует должная четкость в стимулировании развития национальной экономики. Необходимо отказаться от индивидуальных налоговых льгот и перейти к их предоставлению только по видам деятельности. Из государственного бюджета по–прежнему финансируется много непроизводственных объектов. Мы сознаем их социальную значимость, но при проблемах с бюджетным финансированием был бы целесообразен пересмотр приоритетов в направлении увеличения расходов на развитие экспортных производств, способных минимизировать отрицательное внешнеторговое сальдо.


Действенным инструментом стимулирования деловой активности является достаточно либеральная система налогообложения. Однако мы имеем наиболее высокий уровень налоговой нагрузки в регионе. Негативно влияет на экономическое развитие страны чрезмерная роль, отводимая штрафным санкциям как способу пополнения государственного бюджета. Стремление собрать больше штрафов не стимулирует финансовые органы к упрощению системы взимания налогов. В таких условиях в страну вряд ли пойдут серьезные инвестиции. Поэтому необходимо объединить налоговые платежи, уплачиваемые из одной налоговой базы, а также перестать пугать потенциальных инвесторов штрафами даже за мельчайшие нарушения.


Несколько дней был нездоровый ажиотаж из–за постановления Совмина № 991 от 28 июля «О некоторых вопросах приобретения товаров на территории Республики Беларусь». Между тем решения госорганов должны быть, как масло, добавляемое в хозяйственный механизм для его слаженной работы. А этот документ стал песком, насыпанным в буксы паровоза. Хорошо, что песок высыпали, иначе недалеко было и до аварии...


Перечисленное — основные (но не все) предложения. Рад буду их обсудить и доработать. Чем больше идей — тем шире выбор.


www.luchenok.com

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter