Что эксперты-автотехники ищут в разбитых машинах

Уполномочен установить истину

Их нередко называют аварийными комиссарами.Объяснение простое. Во-первых, к их услугам чаще всего обращаются после дорожно-транспортных происшествий. Во-вторых, эти специалисты уполномочены проводить экспертизу, чтобы выяснить, была ли техническая возможность предотвратить ДТП и что явилось причиной аварии.

Экспертный чемодан, штангенциркуль, линейка, рулетка, гаечные ключи, домкрат, измеритель люфта рулевого управления, фотоаппарат — рабочие инструменты государственного судебного эксперта-автотехника Валерия Лисовского, сотрудника управления Государственного комитета судебных экспертиз по Брестской области. Но главные инструменты спецов этой относительно молодой профессии — наметанный глаз и критичный ум.

Фото автора

Джип из бутылки 

Первый адрес для проведения автотехнической экспертизы — Каменецкий район, частный двор, где нас ждет разбитый «Мерседес». В ночь на 3 июля этот старенький автомобиль под управлением 42-летнего мужчины съехал с дороги вокруг Беловежской пущи в кювет, а потом в мелиоративный канал. Водитель пострадал от удара, так как не был пристегнут. Его мать, она же хозяйка автомобиля, не скрывает, что сын сел за руль нетрезвым, причем не имея прав:

— Собрался ехать за спиртным, потребовал ключи — дала. Не смогла его удержать. 

Сын жив, выписан из больницы, никто другой не пострадал под колесами машины с пьяным водителем. Смириться бы, что автомобиль разбит, но женщина настояла на проведении автотехнической экспертизы. По ее конспирологической версии, в «Мерседес» на дороге… врезался джип с браконь­ерами. Якобы они потом и столкнули ее авто в канаву, заметая следы.

— Не верю, что машина могла получить такие повреждения от удара о землю, я там даже стекла не нашла, — хозяйка сама исследовала место ДТП и сделала определенные выводы. От эксперта-автотехника она ждет подтверждения своей правоты. 

«Мерседес» стоит во дворе под грецким орехом. Под охраной пса. Мужчины выкатывают его на открытое пространство. Валерий Лисовский молчалив, собран, предельно внимателен. Его дело — осмотреть технику, зафиксировать повреждения, а не вступать в разговоры. И экспертное заключение он даст не сиюминутно, а после исследования повреждений автомобиля и изучения всех материалов ДТП. 

Со мной Валерий Викторович, профессионал с 14-летним стажем, все же поделился соображениями:

— Не исключено, что некоторые повреждения автомобиля могли образоваться до съезда в мелиоративный канал при возможном аварийном перемещении по обочине и кювету. Но однозначно, что это не лобовое столкновение с другой машиной. При лобовом была бы совсем другая картина.

Поспешишь — загрустишь

Следующие два повидавших виды автомобиля — «Вольво» и «Лада» — ждут нас на штрафплощадке в Жабинке. 

Супруга хозяина «Вольво» то и дело кому-то звонит, нервничает: она привезла ключи от машины, а в это время 74-летнему мужу делают операцию. Все, к счастью, завершается благополучно. Женщина присаживается и рассказывает мне, что причиной ДТП в одной из деревень Жабинковского района стал приступ желчной колики у супруга:

— Ему стало плохо, врезался в дерево, потом «Вольво» понесло вдоль забора. Жив остался, потому что машина крепкая, в хорошем состоянии. 

Это подтверждает и наш эксперт. В автомобиле «Вольво» неисправностей в ходе исследования не выявлено. 

А вот к «Ладе» у Валерия Лисовского есть вопросы. 

— Я купил ее за 70 долларов по деревне ездить, не успел привести в порядок, поспешил сесть за руль, — признается владелец. 

Мужчина суетится, нервничает, достает из сумки таблетки. Рядом супруга — поддерживает, просит не волноваться. 

7 августа «Лада» под управлением 61-летнего жителя Жабинки поворачивала на улицу Пригородную в райцентре и столкнулась с велосипедистом, который, нарушая ПДД, ехал во встречном направлении. Удар был несильный, но 70-летний мужчина упал с велосипеда и скончался до приезда скорой. 

Мог ли водитель увидеть за кустами на повороте встречный велосипед и мгновенно среагировать, чтобы избежать столкновения? 

Задача эксперта-автотехника — исследовать системы, которые обеспечивают безопасность дорожного движения, и определить, была ли техническая возможность предотвратить происшествие. 

Валерий Лисовский осматривает моторный отсек. Его интересует наличие жидкостей в бачке главного тормозного цилиндра и бачке гидроусилителя. Снимает задние колеса и тормозные барабаны,чтобы определить, есть ли там тормозные колодки, ходят ли поршни в цилиндрах, есть ли в тормозном контуре рабочая жидкость. Все будет оценено в совокупности. Ведь остановочный путь с исправной тормозной системой один, с неисправной — другой. 

Задние колеса у «Лады» оказываются с сюрпризом: в одном вообще нет колодок в тормозном механизме, во втором поршни в цилиндрах практически съедены ржавчиной и неподвижны. Хозяин соглашается, что надлежало проверить тормоза, прежде чем садиться за руль. Поспешил. Теперь говорит, что на «Ладе» больше ездить не будет. 

mvd.gov.by

За ними не заржавеет

— Осмотр транспортного средства — лишь часть автотехнической экспертизы, — рассказывает Валерий Лисовский. — Главная задача эксперта — по результатам осмотра оценить работоспособность ходовой части, рулевой и тормозной систем автомобиля. После проведения исследований инициатору назначения экспертизы предоставляются ответы на вопросы.

В наших случаях времени было затрачено больше на переезды из города в город, чем на осмотр трех автомобилей. Эксперт-автотехник рассказывает, что так бывает не всегда: 

— При наезде на пешехода автомобиль практически не повреждается. Если он на ходу и в технически исправном состоянии, можно провести экспресс-анализ — при движении проверить затормаживание колес, рулевую систему, ходовую часть. Приходилось исследовать автомобиль, который врезался в мост, попал под поезд, потом опять врезался в мост. От машины осталась груда железа. На такую экспертизу нужен не час и не два. 

ДОСЛОВНО

Владимир Руденко, начальник сектора автотехнических экспертиз управления ГКСЭ по Брестской области, подполковник юстиции:

— Автотехническая экспертиза имеет три основных направления исследований: установление обстоятельств ДТП расчетными методами, исследование технического состояния деталей и узлов транспортных средств, транспортная трасология. Эксперты-автотехники дежурят в составе следственно-оперативных групп и выезжают для осмотра мест ДТП — фиксируют следы перемещения транспортных средств, осыпи отделившихся от автомобилей либо пешеходов частиц, осколков, предметов, конечное положение транспортных средств после столкновения. Исходя из повреждений автомобиля и зафиксированной обстановки на месте ДТП эксперт должен определить, каковы были действия участников аварии, скорость транспортных средств перед происшествием, что, собственно, стало причиной ДТП. Важно также, в каком состоянии были в момент аварии автомобили — может, именно техническая неисправность привела к трагическим последствиям. Бывает, водители пытаются ввести следователей либо инспекторов ГАИ в заблуждение, показывая на проезжей части совсем другое место столкновения, занижают скорость своего движения. Задача эксперта — досконально разобраться во всех нюансах и установить истинные обстоятельства случившегося. Возможности — технические, информационные, интеллектуальные — у наших сотрудников для этого есть.

В ТЕМУ

Автотехнические экспертизы назначаются практически по каждому уголовному делу в случае ДТП с тяжкими последствиями, нередко — по материалам ГАИ, если возник спор между участниками дорожно-транспортного происшествия.

ЦИФРЫ

В минувшем году эксперты-автотехники управления ГКСЭ по Брестской области выполнили 657 автотехнических экспертиз. За 7 месяцев нынешнего года — 416. 

kozlovich@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter