Упокоение без покоя

Говорят, смерть уравнивает всех - независимо от прижизненной должности усопшего и его материального положения. И кладбище по идее должно быть исключительно местом упокоения, где нет места людским амбициям и дрязгам. Увы, случается, однако, что умершие, получив место последнего приюта, покой долгое время так и не обретают...
Говорят, смерть уравнивает всех - независимо от прижизненной должности усопшего и его материального положения. И кладбище по идее должно быть исключительно местом упокоения, где нет места людским амбициям и дрязгам. Увы, случается, однако, что умершие, получив место последнего приюта, покой долгое время так и не обретают...

Минчанка Галина Симонович обратилась в могилевский корпункт "СБ". Рассказала неприглядную историю. По словам Галины Александровны, она долгое время периодически приезжала в Могилев, чтобы поклониться праху предков, покоящихся на Машековском кладбище. Могилы эти очень старые. Первое захоронение прадеда Галины Симонович, статского советника Николая Павловича Меркушова, датировано 1908 годом. Здесь же находится еще пять могил родственников Галины Александровны. Но однажды, придя на кладбище, она обнаружила лишь три захоронения своих близких. А еще три (в том числе самое старое) пропали под новой могилой. Иначе говоря, по мнению Симонович, были уничтожены. Галина Александровна обращалась в предприятие ритуальных услуг, в областную прокуратуру с требованием, чтобы "самовольщик" был наказан, а могилы предков восстановлены. И после представления прокуратуры захоронения были возвращены на место. А ограда, в которой находится новая могила, значительно урезана. Но Галина Симонович считает, что порядок до конца не наведен. Хотя об этом и не говорила прямо, но я понял - хочет, чтобы нежелательный "сосед" ее предков был перезахоронен. Требование, казалось бы, вполне законное. Однако не все так просто, как кажется на первый взгляд.

Леонид Михайловский похоронил отца якобы поверх чужой могилы. И у него своя версия конфликта. Говорит, что на спорном месте к моменту погребения родителя была настоящая свалка, которую пришлось расчищать. Во время "раскопок" под грудами мусора обнаружился валявшийся крест с могилы статского советника Меркушова. Его Леонид Леонидович установил рядом с могилами родственников царского чиновника. А когда копали яму под могилу отца, Михайловский несколько раз приезжал посмотреть, не выкопали ли кости - чтобы быть уверенным, что останки дорогого человека не займут чужое место. Даже дал команду рабочим: если обнаружится даже намек на старую могилу, работы немедленно прекратить. Но (опять-таки, по словам Михайловского-младшего) следов праха найдено не было. Потому и похоронил родителя со спокойной душой.

Парадоксальность конфликта в том (это говорили мне и в областной прокуратуре, и в предприятии ритуальных услуг), что однозначно выяснить, какая сторона права, возможным не представляется. Леонид Михайловский похоронил отца в 2001 году, а отсутствующие могилы Галина Симонович обнаружила в 2003-м. Время стерло следы разрушений, если они были, конечно. Документов же, подтверждающих существование старых захоронений на месте новой могилы, не существует. Остается либо принимать на веру эмоциональный рассказ Леонида Михайловского о похоронах своего отца, либо признать истиной в последней инстанции слова Галины Симонович. Оба участника конфликта готовы представить свидетелей, подтверждающих их правоту. Но все заверения сторон опять-таки возможно рассматривать лишь как не подкрепленные документально эмоции...

Конечно, чтобы расставить точки над "i", можно было бы прокопать шурфы, чтобы убедиться, находится ли новая могила на месте старой. Но стоит ли этим заниматься? Наверное, нет. По крайней мере, если бы мне довелось участвовать в аналогичном конфликте (не дай Бог, конечно), не стал бы я беспокоить прах предков. Тем более в этой ситуации есть еще один момент - нравственно-христианский. Когда в 2001 году хоронили Михайловского, и дома, и на кладбище усопшего отпевал священник. А церковь не рекомендует беспокоить могилы тех, кто обрел покой по православному обычаю. Потому идеальным в конфликте было бы, чтобы стороны попытались самостоятельно - без помощи прокуратуры, власти, газеты, - прийти к какому-то согласию и поставить в этой истории точку.

...Могу предположить, однако, что на Машековском кладбище и в будущем могут случиться подобные конфликты. Работники кладбища рассказывали мне о неоднократных случаях раскапывания старых могил и создания на их месте новых захоронений. А на общественном (бывшем Еврейском) кладбище, расположенном через дорогу от Машековского, в сторожке мне показали пять мешков костей, челюстей и черепов, собранных смотрителем там, где готовились места под новые захоронения. Увы, ничего сенсационного в таких находках нет. При входе на кладбище стоят два памятника, под которыми лежат останки тех, чей прах в свое время был потревожен. Это не просто куски камня. И не просто дань жертвам вандалов. Скорее (и это, наверное, самое главное) еще и напоминание о том, что память о предках ни в коем разе не должна стать поводом к какому-либо противостоянию...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter