Сельхозпредприятия Беларуси в 2014 году недобрали к заданию 880 тысяч тонн молока

Упавшие с Луны

Почему наш бренд зачастую слабо мычит и плохо телится
Почти 55 процентов дойного стада содержится на современных высокотехнологичных фермах, обеспечивая чуть более половины всего объема молока. Это неплохой уровень, и вроде бы он должен радовать. Но запланированного результата, адекватного вложенным триллионам финансовых средств, пока нет. В прошлом году сельхозорганизациями получено 6245,3 тысячи тонн молока, или всего 102,1 процента к уровню предыдущего года. Недобрали к заданию 880 тысяч тонн. Средний удой от коровы уменьшился на 12 килограммов и чуть превысил 4540 килограммов. Думали, переместим буренок в новые высокотехнологичные комплексы — и сразу молоко польется. Сегодня видим, что само по себе строительство новой фермы не решает проблем производства мяса и молока. 



Молочно-товарный комплекс СПК «Хвиневичи» на 777 голов в деревне Поречье Дятловского района введен в эксплуатацию. В декабре начала действовать вторая очередь. Все строительство заняло менее двух лет. Удой от коровы на комплексе — 15,5 килограмма  молока в сутки, это выше уровня прошлого года на 1,2 килограмма.

Не ради красного словца, а действительно по существу надо сказать, что качество белорусской сельхозпродукции вне конкуренции. Бренд, которым мы гордимся, знаком и любим далеко за пределами страны. Особенно популярна наша «молочка». Это факт. Поэтому значимость сельхозотрасли для экономики трудно переоценить. На долю животноводческой продукции приходится более 75 процентов выручки сельскохозяйственных организаций и почти 66 процентов аграрного экспорта. В прошлом году продажи из-за известных негативных проблем в России чуть снизились, слегка превысив 3 миллиарда долларов, в 2013-м, напомним, экспорт потянул на 4 миллиарда. 

По оценкам Минсельхозпрода, если бы в 2013 году мы расходовали корма с их нормативной отдачей, то смогли бы произвести дополнительно свыше 2 миллионов тонн молока, или получить более 6 триллионов рублей. При экспорте продуктов из этого молока мы бы могли выручить еще полтора миллиарда долларов. Только от недоработки молочной отрасли в 2013 году недополучили почти 7 триллионов рублей. Потери прошлого года пока не озвучиваются. Но достаточно сказать, что продуктивность молочных коров в 2014 году снижена в 63 районах республики. В 758 хозяйствах – 57 процентов от всех сельхозорганизаций, имеющих коров молочного стада, средний удой от буренки ниже среднереспубликанского уровня. В 28 – менее 2 тысяч килограммов. 

Вот наши потери. Поэтому от того, насколько грамотно удастся соблюсти технологии, сформировать высокопродуктивное стадо, в конечном счете зависит и пополнение казны государства валютой. Потому и каждый литр молока сегодня, без преувеличения, на вес золота. Об этом в очередной раз на традиционной еженедельной планерке говорил министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Заяц. 

«Обеспечив наше животноводство качественными, сбалансированными по группам животных и недорогими кормами, мы получим более существенный экономический эффект», — подчеркнул министр. И напомнил, что в структуре себестоимости доля кормов — почти 60 процентов. Поэтому несовершенство кормопроизводства – основная причина невысокой эффективности всего животноводства. Это те деньги, которые сегодня нужны сельскому хозяйству, и которые из-за расхлябанности теряем! Леонид Заяц обратил внимание на то, что в Минсельхозпроде разработана структура производства травяных кормов, которой необходимо строго придерживаться.

К сожалению, проблемы с кормами отразились и на воспроизводстве стада. Одностороннее увлечение кукурузным силосом привело к тому, что по итогам 2014 года выход телят на 100 коров — 74. Это уровень 2013-го. А для эффективного воспроизводства нужно обеспечить выход 95 телят. Мы никогда не опускались до такого уровня. В Беларуси уровень воспроизводства стада составлял 84–85 «малышами». Наверное, наши предки были не дураки, когда готовили приличное количество сена, чтобы и корову накормить, и теленка поставить на ноги.

Проблемы возникают элементарно из-за незнания того, как кормить скот. Ученые-аграрии утверждают, что животным надо давать корма с оптимальным удельным весом концентратов. Мы же пытаемся компенсировать ими недостатки энергетической питательности рациона. Серьезные недостатки в кормлении, несоблюдение технологий в кормлении и содержании животных и приводят к различным заболеваниям конечностей, маститам, к снижению воспроизводства животных. Не раз повторялась истина, которая уже оскомину набила: промышленная технология требует очень жесткого соблюдения техпроцессов. Здесь не может быть мелочей, включая комплектацию фермы поголовьем и выполнение требований по всей технологической цепочке. Мы же иногда, перейдя на промышленную технологию, перенесли туда и устаревшие, «хлевные» подходы. Причем к новым технологиям нередко не готовы как доярки, так и главные специалисты и руководители хозяйств. 

Построить фермы и заполнить их животными — только половина дела. Новейшее оборудование, которым оснащены новые комплексы, уже не обслужишь «с молотком и кувалдой». Глава Минсельхозпрода привел пример, когда в одном из новых комплексов главный технолог понятия не имеет, что ей показывает компьютер, что такое опции и чем они могут помочь специалисту. Иногда складывается впечатление, что некоторые работники МТФ не обучались нигде и ничему — просто с Луны свалились. Причем, подчеркивает министр, это люди далеко не старшего поколения, нередко – молодые специалисты. 

Самое время понять, что так, как мы работали раньше, сейчас уже нельзя.

germanovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter