Упавшая стрела

В Минске почти нельзя законно установить во дворе шлагбаум

В Минске практически невозможно на законных основаниях установить шлагбаум во дворе

Мы приезжаем, к нам приезжают. Как же сложно выдержать баланс парковочных интересов, когда ваш двор расположен в самом центре столицы, а вокруг — россыпи офисов, магазинов, ресторанов… Бесконечная круговерть чужих авто непобедима, сил ругаться уже не осталось. Спокойствие и комфорт сотен жильцов свелись к одному единственному слову — шлагбаум. Но, похоже, проще сделать парковку на крыше дома, чем по закону добиться его установки. В казусной ситуации, затянувшейся на пять долгих лет, разбирался корреспондент «Р».

Едем по проспекту Независимости, сворачиваем к стадиону «Динамо» по улице Комсомольской и справа видим въездную арку. Над ней висит запрещающий «кирпич» с оговоркой: «Кроме автотранспорта жителей квартала». Сами жильцы здешних домов, глядя на грозный знак, лишь горько смеются: десятилетиями здесь паркуется весь город. И нет силы, способной остановить этот железный поток.

Инспекторы уехали — вопросы остались

— Прямо в нашем дворе стоит здание концерна «Минскстрой», по периметру — парикмахерская, магазины, галерея ресторанов… Утром и в обед со двора не выбраться — все приехавшие на работу или по делам паркуют машины у нас под окнами. Вечером обратная ситуация: вся эта братия дружно выруливает через арку домой. Если я еду в город по делам на машине, то моя семья знает: вернуться смогу только после 19.00, когда схлынет поток, — сетует Сергей, жилец дома № 14 по проспекту Независимости. — Приезжие частенько царапают наши машины: кто это сделал, потом не найти. Как-то не выдержал и со злости позвонил в ГАИ, приехал патруль ДПС. «Чужакам» выписали штрафы. Любо- дорого было смотреть — на два дня наш двор опустел и превратился в образцово-показательный. Инспекторы уехали, а проблема осталась.

Наталья Дмитриева живет в этом доме уже полвека. Но такого безобразия, которое творится здесь последние 5—6 лет, не припомнит.

— Осенью и зимой в квартирах на нижних этажах вообще нельзя открыть форточку. Водители по 15—20 минут прогревают двигатели, нисколько не беспокоясь о том, что пожилые люди на нижних этажах попросту задыхаются, — негодует женщина. — Мы уже устали объяснять юрлицам, что здесь не стоянка, а дворовая территория, где живут люди. Но все наши доводы как об стену горох. Коллективные просьбы жильцов поставить шлагбаум на въезде разбиваются о бюрократическую стену непонимания. Или нежелания помочь?

Со шлагбаумом и впрямь вышла странная история. В 2006 году турфирму «Гулливер», которая выкупила для офиса квартиру под въездной аркой, заставили купить и поставить шлагбаум. И фирма добросовестно выполнила предписание ГАИ, затратив на все около 7000 долларов. Администрация Ленинского района самолично форсировала его подключение, дав срок до 26 февраля 2007 года. Но шлагбауму так и не суждено было заработать в полную силу. В 2010 году его принудительно демонтировали по предписанию… администрации района. Директор «Гулливера» Галина Королева до сих пор не знает, что делать с модулем управления, чипами-ключами и новенькой полосатой стрелой, которая пылится в офисной подсобке.

«Директор у нас новый…»

Тупик? Как бы не так. Инициативная группа из домов, выходящих окнами во двор, сделала почти невозможное. Заручившись принципиальным согласием в ГАИ района, обошла все квартиры, офисы и получила от каждого (!) письменное согласие на устройство шлагбаума. Условились создать юрлицо, занимающееся эксплуатацией и обслуживанием стрелы. Договорились с директором ЖЭСа: он берет себе в штат двоих сторожей, которые с 7 утра до 8 вечера будут обслуживать подъемный механизм. Оплачивать их работу жильцы будут ежемесячно по жировке. Кстати, итоговой суммы, перечисляемой ЖЭСу, хватило бы не только на содержание вахтера. На разницу можно было за несколько месяцев сделать благоустройство во дворе. И это полностью устраивало обе стороны. Но произошло непредсказуемое.

— Директор ЖЭСа сменил работу, и все договоренности превратились в пустые обещания. Теперь город отправляет нас по второму кругу: собирайте, мол, снова подписи, оформляйте акт на землю… Неужели столице выгоднее, чтобы все эти люди бесплатно парковались в нашем дворе, минуя платный подземный паркинг возле Мингорисполкома? — недоумевает Дмитрий Марченко, председатель ОО «Мой дом», руководитель инициативной группы.

Действительно, непонятно. С вопросами отправляюсь в ЖЭУ-4.

Лучше построить парковку?

— Повторяю вам, директор у нас новый. В штатном расписании должности сторожа нет, и взять его мы не имеем права. У нас вон у самих дворников не хватает. Тем более для него нужно делать будку-сторожку возле шлагбаума, — категоричен Игорь Воробьев, заместитель директора по благоустройству. — Пусть лучше жильцы этого двора обращаются в ЖРЭО, а еще лучше — в администрацию района.

Что ж, звоню в ЖРЭО. Здесь подтвердили, что у ЖЭСа нет возможности взять в штат таких специалистов. Увы. Признали, правда: процедура по устройству и оформлению шлаг­баума очень сложная, едва ли ее осилят жильцы. Во-первых, требуется письменное согласие всех заинтересованных в дворовой территории. Во-вторых, отведение земли и согласование с УП «Мингаз». В-третьих, разработка проектно-сметной документации. В-четвертых, сумма около 10 тысяч долларов.

— Есть и еще один важный момент. В соответствии с законом о совместном домовладении арендаторы, а также их гости и работники имеют право парковаться в этом дворе на равных с жильцами. Так что принципиально изменит устройство шлагбаума? — задается вопросом Анастасия Воробьева, начальник отдела благоустройства ЖРЭО Ленинского района. — В прошлом году по решению города мы демонтировали 15 неузаконенных шлагбаумов, тросов и паркоматов. В нынешнем официально не ввели в эксплуатацию ни одного. Это говорит лишь о сложности решения данной проблемы. Что делать? Обращаться в ЖЭС, ужимать зеленую зону двора и строить парковку за собственные средства жильцов.

«Требования знаков никто не отменял…»

В ГАИ города жалобы на задыхающиеся от машин дворы приходят пачками, по десятку в неделю. Просьбы типичные: поставьте шлагбаум или хотя бы знак, запрещающий въезд посторонним авто.

— На 700 000 зарегистрированных машин — 140 тысяч паркомест. Разумеется, проблема особенно остра в центре города. Поэтому мы считаем, что здешние дворы обязательно должны быть закрыты. Другое дело, что знаки слабо влияют на эту ситуацию: их попросту игнорируют или снимают. А поставить шлагбаум, как вы сами убедились, настоящая проблема, ведь четкой нормативной базы нет. Думаю, именно по этой причине проектная документация на их устройство проходит через нас столь редко, — не скрывает Андрей Зырянов, начальник отдела дорожной инспекции УГАИ Мингорисполкома. — Что касается парковки, на которую якобы имеют право гости арендаторов, то я впервые об этом слышу. Если наши инспекторы приедут в такой двор, то штрафов «посторонним» водителям не избежать. Требования знаков пока еще никто не отменял.

Сколько же всего шлагбаумов в Ленинском районе и в целом в Минске? Ответ на этот вопрос поставил в тупик отдел городского хозяйства столичного исполкома, Комитет по архитектуре и градо­строительству, ГАИ, глав­ного архитектора Ленинской администрации… Этих цифр, похоже, не знает никто. В комитете этот пробел нам объяснили просто, сославшись на отсутствие отдельного СНиПа по данным запорным устройствам. Мол, если территория в подчинении города, то данный вопрос и перечень документов после выезда на место согласуют специалисты Мингорисполкома, района — администрация конкретного района. Слишком уж много нюансов.

Разрешить нельзя запретить

Когда листаешь переписку жильцов указанного двора по проспекту Независимости с чиновниками Ленинской районной администрации, диву даешься. Каждый год — новый ответ. В феврале 2007-го управделами В.Литецкий просит «обеспечить подключение и оборудование указанного шлагбаума согласно техническим условиям ГАИ». Уже в мае 2009-го заместитель главы администрации А.Красуцкий отказывает жильцам в установке шлагбаума, ссылаясь на необходимость «обеспечения проезда машин спецназначения». Странно, но в феврале того же года жильцы получили совсем другой ответ от начальника районного ГАИ В.Рудишкина: «Оборудование запорного устройства… положительно повлияет на условия движения во дворе дома. В связи с чем Госавтоинспекция принципиально не возражает против установки шлагбаума по данному адресу».

В октябре этого года замглавы администрации Д. Табакин вообще упрекнул жильцов, что это они установили шлагбаум без согласования с властями. Смех да и только!

…При выходе со двора, возле самой арки, можно увидеть прямоугольный металлический ящик. Это блок управления шлагбаума. Как говорят специалисты, самая дорогостоящая, интеллектуальная его часть. Как ни странно, он в рабочем состоянии и готов в любую минуту исполнить свою простую миссию — поднять или опустить затвор. Но произойдет это, похоже, еще не скоро. Главное, чтобы к тому времени мыши не изгрызли пластиковую стрелу в подсобке «Гулливера».

На снимках: Галина КОРОЛЕВА показывает стрелу злосчастного шлагбаума; со двора по проспекту Независимости, 14 утром не выехать, а вечером туда не въехать.

Фото: Василий МАТВЕЕВ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter