Упасть легче, чем подняться

С председателем правления Мядельского райпо Еленой Бирук мы встречались ровно год назад. Елена Михайловна только-только вступила в должность, но мажорным ее настроение назвать было никак нельзя. Да и какой мажор, если на столе объемистая кипа исков...

С председателем правления Мядельского райпо Еленой Бирук мы встречались ровно год назад. Елена Михайловна только-только вступила в должность, но мажорным ее настроение назвать было никак нельзя. Да и какой мажор, если на столе объемистая кипа исков от поставщиков (помните, как в известной песне: «Вот стоят у постели мои кредиторы»), если райпо к этому времени завоевало славу неподъемного и прочно обосновалось на последнем месте в республике. Правда, и в особом моем сочувствии по этому поводу председатель не нуждалась: имея за плечами огромный опыт работы в потребкооперации, она уже прикидывала, с какой стороны к делу подступиться, где найти ту ниточку, которая вытащит немалый коллектив из финансовой ямы.

О своем видении перспективы, о том, что нужно сделать в первую очередь, чтобы добиться подвижек к лучшему, рассказывала Елена Михайловна с известной осторожностью, резонно при этом заметив, что и до нее во всех подобного рода бумагах все было четко и гладко, а она никоим образом не собирается пополнять ряды без-ответственных прожектеров. Поэтому говорили лишь о том, что очевидно, что делать нужно обязательно. Это жесткая централизация, сосредоточение управления финансовыми и товарными потоками в одних руках, сокращение управленческого аппарата, совершенствование работы розничной торговой сети с учетом «курортной» специфики региона и так далее.      

Такой вот был разговор, в котором мне больше всего импонировало то, что Елена Михайловна не стала проводить грань между предшественниками, которые райпо до такого состояния довели, и собой, человеком, ко всему этому абсолютно непричастным, а готова была взяться за работу засучив рукава.

— Прошлый год хоть с небольшой, 17 миллионов рублей, но все  же с прибылью закончили, из 13 прогнозных показателей выполнили семь. Не все, как видите, гладко, но сдвиги к лучшему заметны.  В январе, например, рост розничного товарооборота составил 111,8 процента, что выше прогнозного показателя, есть прибыль. Вот еще один штрих, для нас значимый: в сезон заготовили без малого тридцать тонн черники и 21 тонну клюквы, то есть были  у нас ресурсы, чтобы  рассчитываться со сдатчиками и составить конкуренцию частным заготовителям, — говорит мне Елена Бирук в этот раз.

Встречный вопрос после услышанного напрашивается сам собой: январь для торговли — самое что ни есть, если пользоваться терминологией рыбаков, глухозимье, и вдруг довольно ощутимый рост.

— Два фактора здесь нужно отметить, — объясняет ситуацию Елена Михайловна. – Довольно эффективно стали работать с внутригрупповым ассортиментом товаров, и очень много внимания обращаем на товары непродовольственной группы. Если в прошлом году их удельный вес составлял 9,4, то в январе нынешнего – уже 13,4 процента. Это притом что своих промтоварных, как говорят, магазинов у нас нет. Идем к людям сами, изучаем предпочтения, собираем заявки, оперативно их выполняем. В итоге существенно увеличились объемы продаж сложной бытовой техники, холодильников отечественного производства, отмечаем растущий спрос на велосипеды и мебель.

Способствуют росту товарооборота  в розничной торговле новые формы обслуживания населения. Самый яркий и наводящий на оптимистические размышления — универсам «Ветка сирени», что в самом центре Мяделя. В минувшую пятницу один из его отделов перешел  на работу по методу самообслуживания. Дневная выручка составила 2, 5 миллиона рублей, тогда как днем раньше была всего 800 тысяч. В субботу она уже была равна 3,3 миллиона.

Понятно, что с точки зрения экономической целесообразности по этому методу сегодня должно работать подавляющее число кооперативных магазинов. Процесс, однако, тормозит не только нехватка денежных средств, которые нужно вложить в переоборудование торговых залов, но этому зачастую сильно противятся сами… продавцы. Есть здесь опасность, и опыт других райпо республики это подтверждает, что часть товара нечистые на руку покупатели пронесут мимо кассы, а недостачу потом продавцам придется покрывать из своих зарплат.

— Я очень благодарна работникам магазинов в агрогородках Сватки и Свирь, которые на себе, можно сказать, опробовали новый метод работы  и убедились в его преимуществах, – товарооборот здесь вырос  на треть и больше. По методу самообслуживания будут работать и магазины в Кривичах и Княгинине, которые тоже станут агрогородками. Процесс этот будет идти и дальше, – комментирует ситуацию Елена Бирук.

Любой мало-мальски сведущий в торговле да и вообще в жизни человек скажет, что в магазин покупатель идет в первую очередь за нужным ему товаром, и если прилавки свободного к ним доступа будут скудны и однообразны, то больше он сюда может и не зайти. Поэтому за ассортиментом товаров контроль особый и постоянный, ведется кропотливая работа с его поставщиками. Сейчас райпо имеет прекрасный контакт с Борисовским и Слуцким мясокомбинатами, известными производителями молочной продукции, которые сами развозят свою продукцию по торговым точкам, что дает кооператорам значительную экономию на транспортных издержках. Ну а то, что в «Ветке сирени» появился аквариум с живой рыбой, тоже пришлось по вкусу покупателям – карпа, которого поставляет рыбхоз из Поставского района, здесь продают по 200—300 килограммов в день.

— Положение немного стабилизировалось, люди поняли, что работать надо самим, а не ждать помощи со стороны. В райпо пришли молодые специалисты с высшим образованием, но столько еще надо сделать: подниматься ведь куда труднее, чем падать, но другого пути у нас нет, — подводит итог сказанному Елена Бирук.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter