Упаковка по требованию

Должны ли мы платить магазину за фасовочные пакеты для продуктов?

Должны ли мы платить магазину за фасовочные пакеты для продуктов?

Не хотите — не платите

По дороге с работы я всегда захожу в один и тот же продовольственный магазинчик около дома, чтобы купить привычный набор продуктов. За столько лет этот процесс отработан практически до автоматизма. Но недавно привычный порядок вещей нарушил вопрос продавщицы: “Вам колбасу положить в пакетик?” Простецкий, казалось бы, вопрос, но он поставил меня в тупик. Вероятно, пакетик был нужен: не понесу же я, в самом деле, колбасу в руках. Но я стояла, пытаясь сообразить, почему раньше таких вопросов у продавцов не возникало и во что все это время мне упаковывали “Докторскую”? Если я не обращала на это никакого внимания, значит, та упаковка меня полностью устраивала. И я рискнула ответить “нет”. И тут уже растерялась продавец. Отдать мне кусок колбасы в неупакованном виде ей, видимо, не позволяла совесть. Она поразмышляла, поскребла по сусекам и отыскала-таки для меня бумагу. И я вспомнила: раньше всегда упаковывали колбасу в бумагу — бесплатно и без лишних вопросов. А потом вдруг ей на смену пришли пакетики за 40 рублей. Однако уже через неделю в ответ на мое “нет” полкило колбасы шлепнули передо мной на прилавок без упаковки. Не хотите брать пакеты — не надо, но бумаги больше нет, был ответ. Здесь уж хочешь — не хочешь, а пакетик купишь. Дальше — больше. Пирожные мне тоже начали продавать только в пакетике. Зачем он мне, если я хочу отправить эту вкуснятину в желудок тут же, не отходя от кассы? Мне бы хватило и небольшого кусочка бумаги или салфетки, чтобы это пирожное можно было взять в руку. Но в магазине нет ни миллиметра упаковочной бумаги. Зато платных пакетиков хоть отбавляй.

Торговля без правил

С этой прозой жизни сталкивался каждый из нас во всех магазинах. Платная упаковка стала обыденностью, на которую проще махнуть рукой, чем с ней бороться. Мы уже и забыли, а некоторые, возможно, и не знали, что такой подход грубо нарушает “Правила осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания”. Пункт 25 этих правил цитирую дословно: “Товары передаются покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы. Исключение составляют продовольственные товары, предварительно расфасованные продавцом в полиэтиленовые пакеты без герметичной упаковки. По требованию покупателя продавец обязан передать такой товар в бесплатной упаковке”. — Действительно, продажа упаковки запрещена правилами торговли. Никто не имеет права потребителю навязывать приобретение товара, — комментирует ситуацию начальник управления организации торговли и услуг Министерства торговли Людмила Петраковская. — Упаковочные материалы в магазинах должны продаваться точно так же, как любой другой товар, но только по желанию покупателя. Более того, на такую упаковку ни в коем случае не должна применяться торговая надбавка. Если покупатель не хочет его покупать, продавец обязан предоставить ему бесплатный пакет. Однако упаковочные материалы тоже следует различать. Если это пакеты, которые используются для переноски товаров, то они не должны предоставляться бесплатно. То, что происходит в наших магазинах, нарушает правила торговли. Но поскольку сейчас наложен мораторий на проверки, мы не можем привлечь продавца к ответственности.

Со своим надежнее

Впрочем, для продавцов это не новость. Все грамотные, правила торговли читать умеют и прекрасно осознают, что нарушают правила. Но, как объяснил корреспонденту “НГ” директор одного из крупных столичных универмагов, это вынужденный шаг. Магазины просто не в состоянии обеспечить всех бесплатной упаковкой. Хотя покупатели убеждены, что на 60-рублевых пакетиках торговля зарабатывает сверхприбыли. “Мы торгуем рядом социально значимых товаров с надбавкой не выше 7—15 процентов. Это хлеб, молоко, колбаса. А мне нужно заплатить налоги, содержать магазин, выплатить людям зарплату. Хорошо, если магазин без убытков сработает. Крупные торговые точки еще ничего, держатся, а мелкие часто убыточны. Это за рубежом такие надбавки, что они могут упаковку направо и налево раздавать. А у нас нет для этого экономической основы”. Поэтому вопрос с бесплатной упаковкой каждая торговая точка решает в силу своего финансового благополучия. Одни могут себе позволить не взимать плату за пакетики небольшого размера, в других можно рассчитывать только на бесплатную прозрачную пленку. У торговцев на рынке пакеты типа “майка” чаще всего идут в виде дополнительного бонуса к покупке. В одном мелком магазинчике на мой вопрос, какая упаковка у них предусмотрена на тот случай, если я откажусь от платного пакетика для колбасы, с готовностью предложили мне кусочек бумаги, которого хватило лишь на то, чтобы едва прикрыть ее срез. С функцией упаковки он совершенно не справлялся, но продавец вроде как свой долг передо мной выполнила. И это еще не самый худший вариант. В небольших городах и этого может не быть. Как призналась в беседе с корреспондентом “НГ” заведующая одним ошмянским магазином, представившаяся Светланой, упаковочной бумаги со склада им уже давно не поставляли. Есть прозрачная пленка, но в нее они совершенно бесплатно упаковывают лишь сыр. А колбасу — только ту, которая лежит на витрине. “Но ничего, покупатели особенно не жалуются. Приличные люди покупают пакеты. Им не жалко этих копеек, лишь бы продукт был упакован. Пенсионеры обычно со своими мешочками ходят — они каждую копейку считают. А некоторые прямо так в сумку продукты кладут”. Как поступать в таких случаях нам, рядовым покупателям? — У нас есть право сделать запись в книге замечаний и предложений, — советует Людмила Петраковская. — И по факту обращения граждан уже может осуществляться проверка с привлечением к ответственности. Но, к сожалению, население на это редко жалуется...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter