Униженные и оскорбленные

Конечно, никакими деньгами не измерить потерю самого близкого человека, загубленное счастье, искалеченную жизнь.
Конечно, никакими деньгами не измерить потерю самого близкого человека, загубленное счастье, искалеченную жизнь. Но судьям приходится это делать - статья 60 Конституции предусматривает право граждан на получение материального возмещения душевных страданий.

...У жительницы одного из райцентров Могилевщины погибла дочь - выбросилась из окна. "Добрые" люди подкинули убитой горем матери свою версию происшедшего: девушку сбила машина, за рулем которой сидел человек, занимающий в городе солидный пост. Поверив "доброжелателям", та стала писать жалобы на "виновника" в районную, областную, республиканскую прокуратуры. Фамилию своего врага она не называла, но указывала цвет и номер его машины. Слухи в маленьком городке распространяются со скоростью света, поэтому мужчина вынужден был сменить место жительства и переехать в другой город. Правда, перед этим он обратился в суд. На компенсации морального вреда он не настаивал, просил только, чтобы оклеветавшая его женщина (к гибели девушки он, разумеется, не имел никакого отношения) опровергла порочащие его сведения через районную газету...

Случай этот по-своему уникален. Если униженные и оскорбленные идут в суд (а в сравнении с 2000 годом количество таких исков на Могилевщине выросло в два раза), то хотят получить от обидчика довольно солидную сумму. Но размер компенсации за нанесенный моральный вред назначают судьи, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела. В Кричеве, например, свекровь хотела получить с невестки несколько миллионов рублей - в такую сумму она оценила жизнь своего непутевого сына. Злоупотреблявший спиртным мужчина периодически избивал своих жену и детей. И однажды, защищаясь, супруга ударила его ножом. Суд просьбу истицы удовлетворил, но, учитывая личность погибшего, уменьшил компенсацию до 100 тысяч рублей.

Зато за моральный вред, причиненный в результате врачебной ошибки, судьи требуют с ответчиков довольно внушительные суммы. "Врачи не смогли спасти мужчину, поступившего в одну из райбольниц Могилевщины с серьезной травмой, - рассказывает заместитель председателя Могилевского областного суда Светлана Стальмахова. - Суд оценил моральный ущерб, нанесенный жене погибшего, в 7 миллионов рублей (по заключению судмедэкспертизы смерть наступила из-за того, что медицинская помощь пациенту была оказана ненадлежащим образом). Однако, учитывая материальное положение райбольницы, эту сумму пришлось сократить до 800 тысяч.

На приличную сумму, как правило, наказывают и владельцев собак-агрессоров. Несколько миллионов рублей заплатил хозяин ротвейлера родителям девочки, которой его пес прокусил ножку (малышка стала инвалидом). Примерно во столько же обошлась собачья агрессивность хозяину овчарки, поранившей 20-летнюю студентку Могилевского госуниверситета.

Случается, люди обращаются в суд с требованием наказать за причиненные им нравственные страдания несовершеннолетних хулиганов. В Бобруйске 9-летний мальчишка камнем выбил глаз сверстнице, а в одной из могилевских школ подросток покалечил одноклассника. В последнем случае суд счел нужным взыскать деньги не только с родителей обидчика, но и с отдела образования, ведь педагоги обязаны контролировать поведение своих учеников.

Поступают в суды и жалобы на клеветников, опорочивших чье-то доброе имя. Пенсионерка из Бобруйска долго и упорно писала кляузы на своего бывшего шефа. Дескать, он скрывает доходы от государства, занимается хищениями и при этом спокойно спит по ночам. Устав от бесконечных проверок, директор фирмы обратился в суд. Суд признал, что изложенные женщиной факты не соответствуют действительности. И не только взыскал с нее компенсацию за причиненный моральный вред, но и обязал принести бывшему боссу извинения в письменной форме.

Другая женщина распустила слухи, что бывший зять намеренно отравил ее свиней. Мужчина оказался подкованным в юридических вопросах и настрочил на экс-тещу жалобу. Пришлось и ей заплатить "отравителю" немалую сумму.

По словам Светланы Стальмаховой, бывает, что в суд приходят люди, которым просто не терпится кому-нибудь насолить. Даже до смешного доходит. Одна старушка поначалу хотела получить компенсацию за нанесенную ей душевную рану от своих соседей (поскандалили и надавали друг другу тумаков), потом переключилась на соседей сына. Ну не нравится ей, что во дворе, рядом с "высоткой", в которой поселился ее сын, несколько десятков лет назад кто-то без ее ведома посадил березы да клены! Стала требовать, чтобы соседи спилили деревья, а когда те грудью встали на защиту зеленых насаждений, кинулась на них с кулаками. Примечательно, что большинство драчунов, обратившихся в суд за компенсацией нанесенного им морального вреда, - преклонного возраста.

А вот одному могилевчанину и вовсе было отказано в иске. Мужчина утверждал, что его крепко избили, он получил сотрясение головного мозга, прошел длительный курс лечения и теперь хочет получить с причинившего ему телесные и нравственные страдания гражданина миллион рублей. Да вот только судмедэксперты установили, что ни сотрясения, ни даже черепно-мозговой травмы у кляузника не было.

Справка "сб"

38,8 процента граждан, обратившихся в 2000 году в суды Могилевщины за компенсацией причиненного им морального вреда, сетовали на бывших шефов, незаконно уволивших их с работы. 19,2 процента захотели рублем наказать людей, посягнувших на жизнь и здоровье их или их близких, 17,2 процента пожелали поквитаться с виновниками ДТП, 13,3 процента - с обманувшими их надежды продавцами. Жаловались жители области и на незаконные действия работников органов предварительного следствия, и на чиновничью волокиту, и на клеветников.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter