Универсальная безопасность

БМЗ готовит к вводу новый мелкосортный проволочный стан

Расширение номенклатуры выпускаемой продукции позволит белорусским металлургам укрепить свои позиции на рынке

Мировая металлургия нынче переживает не самые лучшие времена. Европейские профильные концерны трясет в конвульсиях последние полтора года, международные промышленные новости пестрят сообщениями о закрытии или массовых сокращениях на испанских и итальянских предприятиях. На Белорусском металлургическом заводе стабильно продолжают гудеть сталеплавильные печи, вращаться механизмы прокатных и трубопрокатных машин… Более того, недавно на предприятие начало поступать оборудование для нового мелкосортного проволочного стана. Собственно говоря, только на первый взгляд кажутся парадоксальными модернизация и наращивание мощностей БМЗ на фоне длительных отраслевых неурядиц на большинстве рынков сбыта. Нельзя сказать, что они уж совершенно безболезненно и незаметно проходят для отечественного производителя. Складские запасы по некоторым позициям продукции несколько превышают оптимальные нормативы, но не «вылезают» за критическую планку.

На многие случаи жизни

В мире металлургия развивалась по пути специализации: фактически каждый завод ориентируется на отдельный технологический передел. Одни предприятия концентрируются на производстве стали, другие — на прокате определенного профиля, третьи — на выпуске готовой продукции в определенном сегменте. Пока заготовка превращается в товарную продукцию, она может посетить в Европе подчас 5—6 заводов. «Узкий» продуктовый портфель стал граблями, на которые наткнулись ряд международных компаний. Металлопродукция необходима практически в любой промышленной отрасли, и, пока они равномерно росли, производители этих изделий чувствовали себя либо хорошо, либо удовлетворительно. Нынешний глобальный рынок отличается резкими колебаниями. Спады и падения в течение года переживают машиностроители, транспортные, строительные, добывающие компании. Причем все вместе основные отрасли — потребители металлургической продукции — практически не стагнируют. Хотя бы одной-двум из них улыбается благоприятная рыночная конъюнктура. И в этой ситуации относительная универсальность БМЗ показала свою конкурентоспособность.

По международным меркам, каждый из основных цехов БМЗ может быть отдельным предприятием. Сталеплавильные производят исходные стальные заготовки. Прокатные станы способны выпускать строительную арматуру, катанку, которая является заготовкой для собственного сталепроволочного производства и Речицкого метизного завода, а также металлокордового цеха. Часть стальных заготовок перерабатывается БМЗ в собственном трубопрокатном цеху. Причем он способен выпускать изделия широкой номенклатуры и для машиностроительных предприятий, для добывающих и топливных компаний.

Такой широкий функционал оборудования, возможность его перенастройки в кризис 2008—2009 годов сыграли положительную роль для трубного производства. Когда этот цех запустили в 2007-м, самыми выгодными потребителями труб являлись машиностроительные компании. Но вскоре этот рынок «просел». Белорусские металлурги быстро переориентировались на другой ассортимент продукции, рассчитанный для потребностей нефте- и газодобывающих компаний. Цены на энергоресурсы 4—5 лет назад росли, инвестиции в добычу и разведку новых месторождений также пошли в рост. Появился и определенный дефицит прочных горячекатаных труб для использования в скважинах. БМЗ оперативно вышел на этот рынок и занял на нем неплохие позиции. Эта отечественная продукция продается уже почти по всему миру. В том числе в Северной Америке и Европе.

Один за четверых

На мониторе у заместителя главного инженера по развитию сортопрокатного производства БМЗ Олега Кириленко в режиме реального времени охватывается вся строительная площадка нового прокатного цеха. Уже пройдено более половины пути, стены и кровля здания практически готовы, начинает поступать первое технологическое оборудование… По заверениям специалиста БМЗ, проект реализуется по графику, даже с некоторым опережением. Что очень важно: цех возводится на кредитные ресурсы, по бизнес-плану четко прописано время пуска нового производства, когда оно должно приносить первые прибыли для возврата заемных средств.

«Использовали опыт возведения трубного цеха, — объясняет Олег Кириленко. — Новый прокатный стан должен усилить предприятие сразу по нескольким направлениям. Во-первых, с вводом этих мощностей мы полностью сможем перерабатывать литую стальную заготовку: объемы ее производства к 2015 году вырастут до 3 млн. тонн. Около 700 тысяч тонн оказываются «лишними»: их необходимо переработать, чтобы получить большую добавленную стоимость».

Новый цех позволит увеличить прокатные мощности до оптимального уровня. Кроме того, он расширит номенклатуру выпускаемой продукции. По словам Олега Кириленко, потребители металлопроката предпочитают приобретать у одного поставщика максимально возможный спектр продукции. Строящийся цех укрепит позиции БМЗ на международных рынках: для сбыта новой продукции можно использовать уже существующие товаропроводящие сети.

«Проблем со сбытом не будет», — уверен специалист. Перед разработкой инвестиционного проекта ОАО «БМЗ — управляющая компания холдинга «БМК» заказало у международной компании маркетинговое исследование целевых рынков предприятия. В результате была выкристаллизована номенклатура продукции, оптимальная с точки зрения максимальной доходности и объемов сбыта на перспективу до 10 лет. Около 50 % продукции будет востребовано на внутреннем рынке — сейчас такой ассортимент импортируется. Вторая половина будет реализовываться на экспорт. «С реализацией катанки сегодня проблем нет», — объясняет Олег Кириленко. Он утверждает, что сейчас ее в Беларуси не хватает, поэтому имеющиеся объемы БМЗ использует в собственном метизном производстве и поставляет на Речицкий метизный завод, который тоже наращивает производственные мощности и поставки за рубеж. А ведь еще несколько лет назад БМЗ активно реализовывал прокатный сортамент, в том числе и в дальнее зарубежье: Испанию, Канаду, Францию… Техническое задание на оборудование для нового прокатного цеха и ассортимент выпускаемой продукции формировали таким образом, чтобы хотя бы один из четырех инновационных видов продукции был постоянно востребован на рынке.

Возможно, мировая металлургия переживает не лучшие времена, но многое зависит от ассортимента. Например, в России, кроме гигантов — «Северстали», Магнитки, за последние годы построили много мини-заводов по выпуску строительной арматуры. И этого вида продукции в ближайшие годы будет переизбыток. «Таких мелкосортных прокатных станов, как у БМЗ, в европейской части давно не строилось, — утверждает Олег Кириленко. — Мощности есть, но в Китае, Индии — регионах, далеко расположенных от Европы. Есть предприятия в России, но технологическому оборудованию на них уже 50—60 лет, оно уже не может обеспечить конкурентоспособное качество».

Экономия без рисков

«Проводили открытый международный конкурс на поставку инжиниринга, технологии и основного технологического оборудования», — говорит Олег Кириленко. Участвовали три профильных мировых лидера. Причем одним из условий была максимальная полнота исполнения узлов и агрегатов. Выиграла конкурс итальянская компания «Даниели», одна из немногих фирм, которые практически полностью производят оборудование на собственных мощностях и в своих многочисленных подразделениях. Этот фактор принципиально важен при реализации инвестпроектов, как считает Олег Кириленко. Если много подрядчиков, то «размывается» ответственность. «Даниели» же полностью отвечает за техническую часть: проектирование, поставку оборудования, шеф-монтаж, пусконаладочные работы, обеспечение выхода стана на проектные мощности и качественные характеристики продукции. Все эти моменты тщательно проработаны и прописаны в контракте. К тому же для фирмы уровня «Даниели» важны не только штрафные санкции за невыполнение договорных обязательств, но и имидж. Корпорация за год строит несколько заводов и пусковых комплексов по всему миру.

Приобретать же различные узлы, а потом пытаться самим их «соединить», по убеждению специалистов, гиблое дело. Для этого необходимо обладать определенными компетенциями. Причем самое важное — владеть технологиями. Без соответствующего уровня научного обеспечения и инфраструктуры процесс сбора «конструктора» в технологическую линию может затянуться до бесконечности. Хотя, на первый взгляд, приобретение узлов у различных поставщиков и может показаться выгодным экономически. Но не стоит обманываться.

Подобные проекты требуют больших инвестиций, и очень важны сроки реализации. Если машина поставляется в сборе — проект реализуется оперативно. «Конструктор» же необходимо собрать, совместить, происходят нестыковки, а пока не спроектировано основное оборудование, нельзя начинать строительные работы. Сроки ввода мощностей в эксплуатацию могут переноситься почти до бесконечности. А ведь оборудование должно приносить деньги и окупать вложенные огромные средства.

Поэтому БМЗ при реализации любых проектов по модернизации производства выбирает только надежных контрагентов. В строительстве нового цеха участвуют три компании: «Даниели» отвечает за оборудование, генеральный проектировщик — УП «Белпромпроект», зона ответственности которого — производственный корпус, подъездные пути, коммуникации, и генеральный строительный подрядчик — ОАО «Гомельпромстрой». Чтобы все работы выполнялись по плану, важно деятельное участие заказчика. «Создана рабочая группа из инженеров БМЗ и подрядчиков, составляются локальные графики, потом следим за их исполнением», — объясняет Олег Кириленко. Тогда все проходит без сбоев. И в следующем году новый прокатный стан должен дать первую продукцию.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter