Уникальный шанс

или  Как  соединить  в  одной  Церкви две  ветви  русского  народа

или  Как  соединить  в  одной  Церкви две  ветви  русского  народа

В конце прошлой недели прошедший в Сан-Франциско IV Всезарубежный Собор Русской Православной Церкви за границей высказался за духовное воссоединение с Московской патриархией. Это действительно историческое решение принято после почти 100 лет раскола, вынуждавшего православных возносить молитвы о любимом Отечестве врозь. 

Первый Всезарубежный Собор РПЦЗ состоялся в конце 1920-х годов, последний — более 30 лет назад. И проблема объединения расколотой Октябрьской революцией Церкви не могла на них обсуждаться даже гипотетически. «Зарубежники» все это время занимали откровенно враждебную позицию к «большевистской церкви», называя ее даже еретической. Со своей стороны в СССР не жаловали Зарубежную церковь. Сколько пропагандистских копий было пущено в «карловчан», сегодня уже не счесть. 

В 70-х годах, в период так называемой «разрядки», советское руководство высказалось за то, что неплохо было бы объединиться двум частям расколотой Церкви. Но РПЦЗ сразу же выдвинула три условия: осуждение Декларации 1927 года митрополита Сергия, в которой отрицались гонения на верующих, отказ от экуменической деятельности во Всемирном совете церквей и причисления к лику святых царской семьи и всех новомучеников. Конечно, обо всем этом тогда не могло быть и речи. 

Но в 80-х — начале 90-х годов начался процесс канонизации жертв большевизма. В конце концов к лику святых была причислена царская семья. Тогда же сошла почти на нет и экуменическая деятельность РПЦ. Во время одного из своих визитов в США президент России Владимир Путин встречался с новым первоиерархом РПЦЗ владыкой Лавром и пригласил его посетить Россию. По некоторым сведениям, неофициально митрополит Лавр ранее посещал Россию, знакомился с церковной жизнью и остался весьма доволен ею. После официального визита митрополита была создана Комиссия по вопросу объединения церкви, и процесс, как говорится, пошел. 

Тем не менее минувшие годы вражды и непонимания наложили на него свой отпечаток. Он оказался не таким гладким и безболезненным, как можно было надеяться. Одни из «зарубежников» считали, что в России еще много советского и потому объединение с Московской патриархией чуть ли не предательство доверившихся им братьев и самоупразднение РПЦЗ. «Если будет не одна, а две независимые Русские церкви, то что в этом плохого?» — вопрошали они. 

Другие деятели зарубежной Церкви напоминали им, что согласно 1-му параграфу устава РПЦЗ эта церковь «есть неразрывная часть поместной Русской православной церкви, временно самоуправляющаяся на соборных началах для упразднения в России безбожной власти». 

О грандиозных изменениях в жизни Церкви, которые произошли после падения советской власти, говорит хотя бы тот факт, что только в России за это время построено более 20 тысяч новых храмов, 600 новых монастырей, открыто 60 новых семинарий и пастырских школ, выходят тысячи религиозных книг, газет, журналов, радио- и телепрограмм, открыты Интернет-сайты. Так что нет никаких причин, чтобы Церковь не могла стать единой. Тем более, как заметил в обращении к Всезарубежному Собору представитель дома Романовых, это объединение особенно важно сегодня, когда современный мир бросает вызов христианству, православным: «Здравомыслящий русский человек, где бы он ни жил сегодня, не может и не хочет желать дальнейшего разделения матери Церкви», — сказано в этом послании. 

Подавляющее большинство православных – участников IV Всезарубежного собора РПЦЗ проголосовало за духовное воссоединение с Московской патриархией. Но голос собора имеет только совещательное значение. Определяющим станет решение Архиерейского собора. И православные всего мира надеются, что иерархи РПЦЗ не упустят, как сказал глава РПЦ Алексий II, уникального исторического шанса «воссоединить в одной Церкви две ветви русского народа». 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter