Григорий Рапота рассказал о перспективах Союзного государства

Уникальный и очень красивый проект

Григорий Рапота: Союзное государство, начало которому положено в 1999 году, – очень красивый проект
Союзное государство, начало которому положено в 1999 году, – очень красивый проект,  который направлен на создание единого государства. И мы движемся в этом направлении, сказал Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота на экспертно-медийном форуме, посвященном 15-летию Союзного государства и его перспективам.

– Сегодня российско-белорусский интеграционный процесс – самый продвинутый в мире. Его венцом должно стать подписание Конституционного акта. Речь идет о том, чтобы создать единое пространство для людей, чтобы они имели равные права на территории друг друга, чтобы эти права выражались в свободном выборе места жительства, свободном пересечении границы, выборе получения образования, свободе в получении медицинской помощи, в равных правах при поступлении на работу.

В социальной сфере за 15 лет эта работа в большей степени выполнена. Создан единый банк данных вакансий, которым могут пользоваться граждане обеих стран. Найден механизм, позволяющий совместить российский Единый госэкзамен (ЕГЭ) и белорусское Централизованное тестирование (ЦТ): граждане России могут пройти ЦТ, а Беларуси – сдать ЕГЭ. Между нашими странами работает система перевода пенсий. Отрабатывается механизм медицинского страхования.

Мы можем гордиться единым бюджетом, особенно союзными программами, на которые идет около 90 процентов средств союзного бюджета. При подготовке программ ставится задача произвести продукт не только соответствующий мировому уровню, но и опережающий его. Основу инноваций составляют: информационно-телекоммуникационные системы и технологии; индустрия наносистем и материалов; медицина и фармация; энергетика и энергосбережение, новые источники энергии; безопасность и противодействие терроризму.

Активно развиваются отношения наших силовых ведомств, решены военно-политические вопросы, успешно работают региональная группировка войск, единая таможенная коллегия. Недавно в Минске прошла совместная коллегия МИД России и Беларуси, которая подтвердила согласованность внешнеполитического курса двух стран.

Конечно, есть и нерешенные проблемы, например в области согласованной промышленной политики, создания единого энергетического и транспортного пространства, социальной сфере. Но это не означает, что между нами есть непреодолимые барьеры. Это означает, что проблемы, нерешенные сегодня, будут решены завтра.

Если говорить о едином энергетическом пространстве, то достаточно вспомнить о строительстве в Беларуси атомной электростанции, которая делает республику если не энергоизбыточной, то энергосамодостаточной. Есть еще ряд проектов в этой области, работа над которыми будет продолжена.

По поводу согласования промышленной политики двух стран интересные заявления прозвучали на заседании Совмина Союзного государства в октябре этого года. Премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович предложил Председателю Правительства России Дмитрию Медведеву снять все ограничения во взаимной торговле, создать совместные акционерные общества, совместные компании, то есть объединить промышленный, финансовый, торговый капиталы, чтобы активно работать и в Союзном государстве, и в Евразийском экономическом союзе, и за рубежом. Дмитрий Медведев ответил, что в России сейчас обсуждается законопроект о промышленной политике, который, он надеется, может применяться и к выстраиванию совместных проектов с участием Беларуси. Это реальная возможность скоординировать подходы к структурной и промышленной политике двух стран.

Для создания единой транспортной системы тоже многое делается. Помимо согласования организационных вопросов, касающихся авиационного, автомобильного и железнодорожного сообщения, есть несколько тем, которые нас интересуют. Например, взимание платы за пользование автодорогами. В основном речь идет о грузовом транспорте. Эта практика хорошо отработана в Беларуси. Мы ее изучаем, может быть, применим в условиях Российской Федерации. Она будет иметь двойной эффект, поскольку создаст единые правовые условия для грузового автотранспорта на территории Союзного государства. Есть также проект создания скоростного железнодорожного сообщения Москва – Берлин через Брест. Пока есть вопросы к гармонизации законодательства в области транспорта – в этой сфере также предстоит много работать.

Мы прекрасно понимаем всю проблематику, знаем, что и как надо делать, но все требует времени и усилий.

Главное – есть движение вперед, положительная динамика по ряду направлений. Определены планы развития Союзного государства до 2017 года. Продвинулись мы и в вопросе союзной собственности. Внедряя в промышленность программы в научно-исследовательской, опытно-конструкторской сфере, мы обретаем собственность Союзного государства, которой можем распоряжаться.

Если этот опыт окажется удачным, он может быть использован Евразийским экономическим союзом и СНГ, как и все, наработанное в Союзном государстве Беларуси и России.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter