Уникальные документы Национального архива Беларуси свидетельствуют: Зимний дворец штурмовали дважды

Это своего рода сенсация. Ведь отдельные историки утверждают, что никакого штурма в октябре 1917 года не было, его придумал Сергей Эйзенштейн.

Гениальный режиссер к 10-летию революции снял  художественный фильм «Октябрь», кадрами из которого потом иллюстрировали учебники истории и вставляли эпизоды как историческую хронику в документальные фильмы. Особенно эффектен эпизод, придуманный Эйзенштейном, в котором  матрос  забирается на ворота дворца с двуглавым орлом и бросает гранату.

Но уникальные документы Национального архива Беларуси, представленные на выставке «Октябрь 1917: сто лет в истории», легко опровергают эту мифологему. В экспозиции - «живые» свидетели революционной эпохи: плакаты, листовки, фотографии, телеграммы:

- С этих документов 90 лет назад начинался Национальный архив Беларуси.  Вот плакат с текстом Манифеста, подписав который Николай Второй отрекся от престола, а вот телеграммы главы Временного правительства Александра Керенского – провела мини-экскурсию для корреспондента «СБ» заведующая отделом научного использования документов и информации Национального архива Маргарита Старостенко. - Пожелтевшие страницы одной из депеш от 27 октября 1917 года, полученной ИСКОМЗАПом (Исполнительный комитет западного фронта), как машина времени, возвращают нас в дни революции:  «По последним сведениям положение таково: большевики в 10 часов вечера атаковали Зимний дворец, но были отбиты верными правительству войсками. Ночью была вторая атака, и дворец был взят. Временное правительство, в том числе и министры-социалисты арестованы, кроме Керенского. Петроград во власти большевиков».

Нет никаких сомнений, что штурма было два.

В документах, которые до этого не публиковались, масса других подробностей первых дней революции. Например, из Петрограда в 4-й армию вернулся делегат со съезда Советов, который рассказал членам армейского комитета «о разгроме Зимнего дворца, его винного погреба и изнасиловании женского батальона. Картина ужасная и до анархии недалеко…»

Сам армейский комитет большевиков не поддерживает и ратует за скорейший созыв Учредительного собрания, которое должно определиться с формой власти в России.

Но документы говорят, что у солдат были совсем другие настроения. Вот резолюция Замирьевского Совета Рабочих и Солдатских депутатов 3 сентября 1917 года:

«Во внешней политике требуем активного выступления перед союзными правительствами, направленного к скорейшему заключению мира на демократических началах».

Братьям по оружию 10 сентября 1917 года вторит полковой комитет 156-го Ровенского полка: «Мы требуем принятия более решительных мер к прекращению кошмарной трехгодичной бойни разоряющей народ…».

А дальше мы знаем. «Человек с ружьем» сверг Временное правительство Керенского, призывавшего воевать до победного конца.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter