В Красном Брагинского района проходит фестиваль семейных клубов

Уникальные деревенские символы жизни

СЕГОДНЯ в Красном Брагинского района фестиваль семейных клубов. Его лейтмотив — история родной деревни. Иолча (так по-старому называется Красное) приняла эстафету феста после райцентра и деревни Микуличи и собирает в этом году всех, используя формат культурных акций.


Сначала гостей проведут в хороводе по деревне, приобщив тем самым к обряду «Вождение стрелы». А затем хозяева угостят обрядовым блюдом и познакомят со своими легендами — о Микуличах, Чемерисах, Маложине, Лукоедах. Будут и мастер-классы, игры... Одним словом, есть проекты совершенно разные.

Необычно для меня иное: организаторы действа не культработники, а семейные клубы Брагинщины. Их в районе восемь. Это сообщества людей, состоящих из родичей, кто занимается в своих селах продвижением здорового образа жизни, сохранением исторических и культурных традиций, даже развитием предпринимательства в деревнях и небольших поселках. Идея изначально была поддержана по линии Белорусского общества Красного Креста, но затем клубы обрели своеобразную автономность и продолжают нести свою просветительскую функцию.

Для Брагинского района (территории, пострадавшей от аварии на Чернобыльской АЭС), согласитесь, уже сама задумка дорогого стоит. И хорошо, что она прижилась. Вдвойне радостно оттого, что традиции, уклад, историю сохраняют людской толокой сами сельчане. Это крепит народ, взывает к уважению семейных ценностей. К слову, именно они дают право говорить о том, что живут и сохраняются аутентичная белорусская культура, деревенские обычаи, песни, танцы...

Никогда не задумывались о том, почему в некоторых деревнях есть свои традиции с биографией в сотни лет? Ответ лежит на поверхности: фольклор и народные виды искусства передаются из поколения в поколение. И очень важно поддерживать эту передачу в нетронутом виде, в такой же форме, где они еще сохранились.

Не забуду прошлогодний опыт участия в старинном обряде «Перенос свечи», который проводят в Новинках Калинковичского района. Он проходит на второй день Троицы в небольшой полесской деревушке. Ее население на это время увеличивается буквально в три раза. Я изумлялась: почему? Отдать дань уважения обряду съезжаются все родственники. Для них традиция — хороший повод еще раз собраться вместе, увидеть друг друга. Кстати, по инициативе самих же деревенских жителей начата работа по внесению обряда в Государственный список историко-культурных ценностей страны.

В Папшичах, что в Глубокском районе, уверены: от беды деревню защищает льняная «намётка» (специальное большое полотно, вытканное вручную). Ее несут дети и молодежь, которая съезжается в село каждый год именно в конце мая. Потомки делают это из-за уважения к своим корням, к пращурам, кто живет еще в Папшичах. Говорили, что еще до войны в деревне и округе ходила холера, косила людей. Однажды на сельском сходе было решено выткать за одну ночь толокой полотно и обойти с ним все селение. Люди сделали это, неистово молились. Прошел день, второй, третий, никого из Папшичей болезнь больше не коснулась... С тех пор «намётка» — деревенский символ жизни.

Национальная аутентика завораживает, а культурные ценности, бытующие в деревнях, всегда требуют подпитки. И без уважения к своим корням и своим семьям они, к сожалению, могут исчезнуть. Потерять такой колоссальный источник заряда энергии для души у нас нет права.

uskova@sb.by

Фото БЕЛТА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter