Хаус-мастер скосил на чужом участке не только траву, но и зелень на грядках — возможна ли компенсация

Уничтожил на корню

Как известно, наемные работники далеко не всегда качественно выполняют свои обязанности. Но то, что случилось в одном из дачных поселков Могилевского района, не вписывается ни в какие рамки.


Огород превратил в лужайку

Мария Петровна и Николай Васильевич дачу от своего предприятия получили еще в 1968 году. К сожалению, несколько лет назад муж умер, без него Мария Петровна стала редко выбираться в загородное гнездышко: машину она не водит, а на автобусе тяжело, идти далековато. Она бы продала участок, да дети заверяют, что, как только выйдут на пенсию, всерьез займутся родительской постройкой.

А пока Мария Петровна просто поддерживает там порядок — наняла работников, которые покрасили садовый домик, периодически просит кого-то из соседей скосить траву.

Максим ей всегда нравился — сам имеет участок в том же поселке, вроде бы неплохой хозяин. Нанимая его скосить траву, пенсионерка и не представляла, в какие неприятности это выльется.

Раньше на ее даче были альпийская горка, цветник около дома, три клубничных плантации, грядки с луком и чесноком. Вдоль извилистой тропинки, ведущей от дома к хозпостройкам, чуть ли не весь сезон цвели маргаритки.

Максим, скорее всего, выполнял работу в нетрезвом виде, потому что на участке ничего не оставил, все скосил под корень — получилось сплошное депрессивное «футбольное поле».

Мастер уничтожил все растения. Скосил плодоносящую клубнику — хозяйка нашла несколько растоптанных ягодок. Не пожалел ни цветник, ни альпийскую горку. Увидев печальную картину, пенсионерка горько заплакала: все многолетние труды пропали.

Когда же она предъявила претензии мастеру, тот заявил, что она и просила его превратить все в сплошную «лужайку». Дескать, вот теперь здесь и отдыхать можно. Только отдыхают-то, по мнению пожилой женщины, обычно на природе, а на ее даче теперь природой и не пахнет.

Пенсионерка все же заплатила мастеру деньги «за работу», а теперь не знает, куда ей обращаться за восстановлением справедливости.

Горькая обида

Недоволен и Максим: дескать, так старался, все скосил чисто, аккуратно, а владелица дачи, вместо того чтобы похвалить, выражает недовольство. Уверяет, что именно так она его и просила: не оставлять на даче ни одного растения, кроме кустов и деревьев. Он так и сделал. Хозяйка редко приезжает на участок, сорная трава может перекинуться на соседские наделы.

Доля истины в этом утверждении есть, однако горе-мастер мог скосить растительность по периметру вдоль соседских заборов, в этом случае никаких неприятностей не случилось бы, а сами грядки никому не мешали.

Мнения соседей разделились. Одни ужасаются, говорят, что ничего подобного ни разу в жизни не видели. Как только рука поднялась! Другие успокаивают, утверждая, что и цветы, и клубника вырастут, восстановятся. Однако хозяйка считает, что это маловероятно: все уничтожено слишком коротко, под корень.

Конечно, очень жаль, что у большинства соседних дач уже сменились хозяева. Те, прежние, заводские, работавшие в одном коллективе, никогда не допустили бы ничего подобного. Увидев, что косарь творит на участке, несомненно сразу бы его остановили, а то и вообще выгнали. Но новые люди никого не знают, в то, что делается вокруг, не вмешиваются.

Поэтому Мария Петровна сегодня думает и гадает, где найти справедливость. Позвонила в милицию, но там сказали, что этот вопрос не в их компетенции.

Официальный представитель Ленинского РУВД Могилева Елена Симонова подтвердила корреспонденту:

— Да, действительно, мы таким не занимаемся. Устная договоренность между гражданами — это гражданско-правовые отношения.

Надо заключать договор

Хозяйка дачи подсчитывает убытки. К примеру, саженцы многолетних цветов, как она узнала, стоят от 5,5 до 8,9 руб­ля, а редкие еще дороже. Цветов же уничтожено десятки! А многие из них у нас вообще не купишь — еще в молодости, бывая в командировках в Москве, Прибалтике, некоторые экземпляры для альпийской горки супруги привезли оттуда.

Один саженец клубники стоит 4,5 рубля, а у нее этой культурой было засажено не менее двух соток!

Возможно — пенсионерка очень на это надеется — часть растений все же действительно восстановится, но для того чтобы сделать все как было, придется вложить колоссальные деньги, немало труда и времени.

Конечно, и с себя ответственности дачница не снимает. На сегодняшний ум она бы заключала договор с хаус-мастером только в письменном виде. Более того, заставила бы его косить в своем присутствии. Но кто знал! Ведь и в прошлом году он выполнял у нее эту же работу и все делал правильно. Правда, тогда она сама жила на даче и видела, как он косит.

Да, можно обратиться в суд. Но захочет ли пенсионерка окончательно портить отношения с соседом? Не исключено, что она все же наберется смелости и начнет борьбу с недобропорядочным косцом. Уж больно он обидел ее.

А вообще, чисто по-человечески можно посоветовать дачникам, обращаясь к малознакомым людям за оказанием какой-нибудь услуги, самим обязательно присутствовать при проведении работ, чтобы иметь возможность предотвратить подобные действия. Ведь предупредить намного проще, чем потом, обливаясь слезами, исправлять ошибки подобных мастеров.

Возмещению подлежит

Юрист Николай Курносов комментирует конфликт и предлагает алгоритм действий:

— В данной ситуации усматриваются гражданско-правовые взаимоотношения, которые можно квалифицировать как возмещение ущерба собственнику земельного участка.

Вырастить на земле продукцию не так просто, каждый собственник дачи должен приложить к этому немало усилий. Понятна реакция хозяина, который заключил сделку с работником (будем называть его в дальнейшем Исполнителем) на покос сорняков, а в результате лишился всего урожая и плодов многодневного нелегкого труда. Мотивы действий Исполнителя не понятны. Ведь для того чтобы отличить сорняк от клубники, особых познаний не требуется.

Сейчас владелице участка необходимо прежде всего зафиксировать документально факт причинения ущерба и его объем. В данном случае лучше обратиться в инстанцию (например, сельсовет, руководство дачным кооперативом), которая бы подтвердила факт причинения собственнику земельного участка ущерба действиями Исполнителя.

Далее оценить ущерб. В нашей стране утвержден технический кодекс установившейся практики № 52.03–2013 (03150) «Оценка стоимости объектов гражданских прав. Оценка стоимости многолетних насаждений». Согласно этому кодексу происходит оценка в том числе объектов растительного мира, расположенных на определенной территории.

Оценку проводят различные организации, имеющие лицензии.

После этого можно предложить Исполнителю добровольно разрешить конфликт, направив письменно претензию заказным письмом с уведомлением о вручении. В претензии указать размер требования и срок рассмотрения.

В случае отсутствия реакции или несогласия с требованием готовить материалы для иска в суд.

В суде необходимо доказать как факт причинения ущерба, так и факт произрастания плодово-ягодных насаждений на земельном участке собственника.

Истец вправе выдвигать требования на основании ст. 933 Гражданского кодекса «Общие основания ответственности за причинение вреда» и ст. 133 Кодекса о земле «Возмещение убытков землепользователям, землевладельцам и собственникам земельных участков».

mendeleva@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter