Не слишком ли много внимания вы уделяете своей одежде?

Уничтожь свой шкаф!

Если, прочитав заголовок, вы решили, что автор призывает вас к топору — ошиблись. Хотя физическое уничтожение шкафов вполне могло бы стать идеей какого‑нибудь художественного перформанса: схватить топор в руки — и ну давай крушить выстроенные в ряд шкафы, выкрикивая: «Мы против вещизма!», «Мы против мещанства!», «Даешь минимализм и спасение окружающей среды!» О, кажется, это я неплохо — и совершенно неожиданно — придумала. Если кто решит осуществить — против не буду и даже авторский гонорар не потребую: идей много, пользуйтесь на здоровье. Если захотите предназначенные для уничтожения шкафы наполнить ненужной одеждой — обращайтесь. Хотя у вас и у самих такой одежды наверняка целый ворох соберется.



Ну а если всерьез, то движение по уничтожению шкафов набирает обороты по всему миру и обходится без топоров. Начало тренду положил Стив Джобс. Ну помните — худой гений из Apple? Во второй половине жизни он одевался каждый день одинаково: синие классические джинсы, черная водолазка, белые кроссовки. Я знаю джинсы и кроссовки каких именно марок он носил, но писать не буду: во‑первых, чтобы не сочли рекламой, а во‑вторых, потому что названия брендов в данном случае не имеют значения. Значение имеет принцип: не тратить драгоценное время (больной раком Стив Джобс последние годы знал: лет все меньше, а желание жить и творить по‑прежнему огромно) на выбор одежды. Потому что, как доказали ученые, для нашего мозга любой выбор — выбор. И мозг тратит практически одинаковые силы на решение экзистенциального вопроса «быть или не быть?» и на решение, в чем сегодня пойти на работу. Или на вечеринку. Или в театр (в джинсах ведь нельзя, да? Но многие ходят). Стив Джобс решил не тратить драгоценные силы мозга (гениального, говорили еще при жизни) на решение вот этой задачи. Марк Цукерберг поступает так же — джинсы, серая майка (толстовка, если похолодает), старая Honda Accord. Ну вы же понимаете, что у старины Марка, сделавшего нас при помощи своего Фейсбука ближе друг к другу и злее друга на друга, денег хватит не только на подержанный японский автомобиль. Но он, оказывается, — а вот тут внимание! — не покупает, например, «Феррари» только потому, что не хочет тратить время (драгоценное, драгоценное!) на адаптацию к новому автомобилю. Привык, понимаете, к старому — как к джинсам и майкам. 

Бывший президент США Барак Обама решение вопросов, касающихся гардероба и питания, отдал, как это нынче модно говорить и делать, на аутсорсинг: передоверил жене — пусть, мол, Мишель мучается. В бытность свою президентом объяснял это решение так: «Вы могли заметить, что я ношу только серые и голубые костюмы. Я пытаюсь сократить количество принимаемых решений. И я не хочу думать над тем, что мне есть или носить. У меня много других важных вопросов, требующих ответов!»

Нет, конечно, вы мне сейчас можете сказать, что вы ж не Обама там или Цукерберг какой‑нибудь — решения принимаете неглобальные, а потому и о гардеробе подумать вполне можете. Знаете, что говорит об этом старина Марк? «Я чувствую, что не смогу делать свою работу, если буду тратить энергию и силы на глупые и необязательные в жизни вещи, а не посвящать себя созданию новых продуктов и услуг». Просто подумайте: а не слишком ли много внимания вы уделяете своей одежде? По ней, конечно, по‑прежнему встречают, но не Цукерберга и Джобса. А вас?

Помню, когда я была студенткой отделения философии, один мой однокурсник рассуждал: «Вот если в Америке человек оденется вот так просто (джинсы, майка, кроссовки, все со следами ношенности. — И.П.), о нем подумают: богатый. А если у нас, подумают: умный». Что я могу сказать: Леша, теперь так одеваться могут не только богатые там и умные у нас — могут все и везде. И жизнь станет значительно проще. 

Слышали ли вы о Проекте 333? Суть его в том, чтобы каждые 3 месяца (то есть один сезон) иметь в своем гардеробе только 33 вещи, в которые включены одежда, головные уборы, обувь и аксессуары (для спортивной и домашней одежды и нижнего белья сделано исключение). Меньше — можно, больше — нет. Идея принадлежит американке Кортни Кавер и набирает последователей по всему миру. Посмотрите на свой гардероб и подготовьтесь к весне — отдайте ненужное вам тем, кому это нужно. 

Средний американец тратит на одежду 1.700 долларов в год. В 1930 году у средней американской женщины было девять нарядов, сейчас — 30, и цифра с каждым годом увеличивается. Как показывает белорусская статистика, мы тратим на одежду и обувь меньше с каждым годом: в 2012 году это было 11,6% от бюджета, в 2015‑м — 8,3%, а во втором квартале 2018‑го — 7,3%. 

А сколько времени вы тратите на то, чтобы принять решение, что надеть утром в офис? И не пойдут ли сплетни у вас за спиной, если вы два дня подряд придете в одном и том же наряде? 

plesk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter