Человечество глупеет?

Уму непостижимо

Одна знакомая мама уже несколько дней с помощью интернета поднимает из глубин памяти школьные знания о дробях. Потому что глянула в тетрадки сына — и ужаснулась. В теме — согласитесь, далеко не самой сложной в математике — тот не понимает ни бельмеса. А учитель все задает и задает, предлагая как следует изучить параграф. Мама честно пыталась его изучить — только еще больше запуталась. Пошла в сеть, сидит на каких–то форумах, получает советы, сама решает задачки... В общем, вдвоем с сыном уже как–то начинает из этого мутного озера выплывать. Но все гадает: это учебники нынче такие перемудренные или сын балбес? В принципе, есть еще одно неприятное объяснение. Не так давно западные СМИ со ссылкой на авторитетное научное издание Intelligence объявили: человечество становится глупее! Мол, средний по планете IQ больше не растет так, как раньше, в XX веке, когда он добавлял примерно по 3 пункта за десятилетие. Мысль, дескать, уже не бежит — топчется на месте.

Нам, конечно, IQ — не указ, знания по этой шкале мерить не принято. Говорят даже, что Пушкин и Шекспир наверняка бы тесты завалили... Но как же тоскливо слушать все эти стариковские вздохи о том, что эволюция пошла по нисходящей — туда, к приматам, что интеллект просто не нужен тому, кто окружен всеми бытовыми удобствами. Вот уже попугай в Великобритании сделал заказ в интернет–магазине на 13,5 доллара!.. Не знаю, как вы, а я рассказы из серии «куда катится молодежь?» выслушиваю постоянно. Буквально на днях на дочку подруги, похвалившую преподавателя на лекциях: «Ну дает, вот педант!», сокурсницы дружно зашикали: «Ты что, с ума сошла? Не ругайся!» Да, смешно и даже чуток печально. Но стоит ли делать глобальные упаднические выводы? Сегодня десяток 17–летних девушек не знают значения слова «педант», а тридцать лет назад звезда–юнкор, золотой медалист, поступавший на журфак, мямлил и краснел не в силах объяснить экзаменаторам, что такое ханжество. Однако это не помешало ему состояться в профессии — давно известный критик...

Ученые уверяют: в XX веке человечество умнело на глазах (отсюда и невиданный научно–технический прогресс, плодами которого мы нынче наслаждаемся). Почему? Однозначных ответов нет, только рабочие гипотезы: изменились методы обучения, образование стало доступным, в странах, определяющих мировое развитие, изменилась структура семьи в пользу меньшего числа детей, но соответственно большего к ним внимания. Одновременно широко распространились межнациональные, межэтнические браки, которые для генетики — скорее благо. Питание перестало быть проблемой простого насыщения. Медицина обуздала большинство смертоносных инфекций, уносящих жизни на взлете. Сама информационная среда стала куда более насыщенной. Но раз процесс застопорился, значит, все это достигло своего потолка? Учеба у молодых поколений безнадежно затянулась, расы слишком перемешались, еда превратилась в наркотик, а информации больше, чем человек в состоянии переварить? Плюс давно не новость: стареет планета, обрастает всевозможными возрастными заболеваниями наподобие деменции — вот и падает средний уровень IQ. Журнал «Огонек» напоминает вдобавок о дизгении, утверждающей, что интеллект отрицательно связан с фертильностью. Иными словами, чем умнее человек, тем у него меньше детей, а значит, каждое следующее поколение все больше теряет в развитии интеллекта. Но это тоже гипотеза.

Гипотезами же я предлагаю считать и все заунывные разговоры о том, что «наши дети хуже нас». Знаете ли, смотря в чем. Не спорю, они меньше читают, смотрят и слушают классики, беднее лексиконом, не знают, как нам кажется, элементарного. Вопрос: оно, это элементарное, действительно им понадобится в жизни? А многое ли из школьной программы нам самим пригодилось? И разве не лучше нашего дети нынче разбираются в технологиях, которые и будут править миром ближайшие десятилетия? Схватывают языки и вообще все новое? Ищут информацию? Умеют переключать внимание? Думаю, почти каждый родитель в своем ребенке найдет уйму черт, за которые хочется похвалить, если им не позавидовать. Как, естественно, и кучу недостатков. Хуже? Лучше? Это решать не исследователям, которые, кстати, сами еще не знают, как трактовать полученные данные, не нам и не сейчас. Только время покажет, какой станет Земля в руках сегодняшнего поколения, встающего и засыпающего с личным компьютером–смартфоном. Что оно противопоставит угрозам, которые, несмотря на весь свой резвый интеллект, не смогли отвести поколения предыдущие, хуже того, плодят и плодят новые. Может, скромная доброта спасет мир, а не воинственный IQ?

gabasova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter