Умом тронутое лицо

Вообще-то любое самое благое дело можно довести до полнейшего абсурда.
Вообще-то любое самое благое дело можно довести до полнейшего абсурда. Это печальное наблюдение так и просится, когда знакомишься с фундаментальным трудом, состоящим из почти что сотни печатных страниц. И название у фолианта впечатляющее: "Беларусь". Доклад о правах человека за 2001 год". Ей-богу, жаль, что в США, где время - деньги, столько времени было потрачено на это произведение. Потому что с точки зрения текстологического анализа фрагментарно этот "доклад" состоит из несмешных фельетонов, а в целом производит впечатление памфлета, написанного людьми, которым в детстве слон наступил на чувство юмора.

Когда господа богатые и располагающие досугом хотят помочь своим менее удачливым ближним (если не деньгами, то хотя бы советом!), они не должны выглядеть ни занудами, ни пылкими пасторами. Тогда советы воспринимаются с симпатией. Но агрессивный стиль фрекен Бок, конечно, способен разве что расстроить и утомить.

Писатели из госдепа, чувствуется, знают про Беларусь чуть больше, чем про Лесото, и чуть меньше, чем про Бенин. Поэтому, когда дело доходит до фактического материала, они всеми фибрами доверяются щедрым душой "информаторам" из Минска. А наши, как известно, правозащитники за небольшой гонорар в СКВ способны мигом превратиться в Шахерезаду и запросто сочинить не тысячу и одну сказку, а целый миллион. Сказки, правда, суть жанр литературный, безобидный, но когда он становится основой официальных документов, да к тому же рожденных под сенью такой славной организации, как государственный департамент США, то остается только в досаде махнуть рукой...

Но не обижаться на составителей.

И уж, конечно, не принимать разоблачительно-педагогический пафос всерьез.

А то у нас есть такая глупая привычка: вот если проухает с безымянного холма обыкновенный наш белорусский филин - это ничего, это обычное явление природы. А вот если заполошно прокричит сова с Капитолийского холма, это уже, граждане, караул, это - факт исторический, философский, культурологический и вообще судьбоносный.

И начинаются по этому поводу большие переживания.

Совершенно, кстати, напрасные.

И вот листаю я "доклад" и нахожу строку, посвященную большому любимцу частной белорусской прессы подполковнику Д.Павлюченко. И вспоминаю, что всю прошлую осень неосведомленные минские публицисты именовали командира бригады Павлюченко "командиром ОМОНа". Мелочь, конечно, да и, как говорится, вообще "хоть горшком назови", но удивительное дело - именно в качестве "омоновца" перекочевал Павлюченко с берегов Свислочи на берега Потомака. Что такое? Почему нарушен святой принцип "Правда - и ничего, кроме правды"? Версий тут немало. Но, скорее всего, серьезные вашингтонские аналитики просто внаглую передрали какую-то минскую газетку. Сплагиатировали то есть. А может, "доклад госдепа" вообще написали в Минске и просто переслали за океан? А деньги поделили... Бывает ведь так, знаем. Но в любом случае вместо солидной государственной деятельности получилось какое-то школярство.

Таких "блох" в "докладе" через строчку. Ну вот, например, еще перл: "С целью обеспечения преданности властям все главные редакторы газет, имеющих государственную поддержку, имеют статус государственных служащих". В госдепе, конечно, уверены, что знают все на свете, но опять же надули доверчивых американцев минские "информаторы-правозащитники". Ни один из редакторов государственных, общенациональных газет не является госслужащим! То есть не имеет соответствующих этой категории служащих льгот, привилегий и т.д. и т.п. Проблема, в общем, тоже невеликая, но врать-то зачем? Да еще на весь мир! Или вот еще пассаж насчет небезызвестного профессора Бандажевского. Любят его на Западе, жалеют - и абсолютно правильно: кому хорошо от того, что человек сидит в тюрьме? Но куда деться от сумрачного обстоятельства, что судом (!) достоверно (!!) установлено (!!!) получение им взяток от родителей бедных студентов на сумму 40 тысяч долларов? Не правда ли, самое время пожалеть не только профессора, но и обобранных студентов? А совы с Капитолийского холма знай себе гневно кычут насчет "политических преследований". Но отчего же такая конкретная избирательность? Ведь еще шесть членов экзаменационных комиссий (укажем для чистоты эксперимента их фамилии - Фомченко Н., Шамычек Н., Гончарова Л., Дегтярев В., Железнякова Е., Железнякова Т. плюс проректор Гомельского мединститута Равков В. - все вместе они называются "преступная группа", а по-народному - "подельники" проф. Бандажевского) этим же приговором осуждены именно за получение взяток! Войдем в положение. Конечно, публично приплетать политику и "правозащиту" в отношении целой "группы лиц", попросту говоря шайки, как-то неприлично, братья-мормоны и прочие правдолюбцы не поймут. Но и забывать о них, простых мздоимцах, а стенать лишь о Бандажевском - не по-христиански получается. Не в духе заветов Дж. Вашингтона и других отцов-основателей, считавших всех людей одинаковыми.

Или вот еще герой "доклада" крупный диссидент, студент Института современных знаний А.Шидловский - о нем госдеповцы глаголят тем же принципиальным слогом, как когда-то об академике Сахарове. Но чем же так люб неистовый юноша Шидловский американской демократии? Тем, что уже в 20 лет покинул молодую жену и аки тать скрывался от оплаты алиментов, коротая время в измазывании протестными граффити муниципальных заборов? И это "привлечение к уголовной ответственности" - не за заборы, а за "уклонение от алиментов" - и делает Шидловского "узником совести"? Мелковато для крупного диссидента.

Много, много таких мутных жемчужин разбросано на 100 страницах "доклада". Но, повторяю, вызывают они чувство, совершенно противоположное тому эффекту, которым озадачились его составители. А верхоглядство, менторство, дружеский шарж на школьного учителя вызывает к жизни не сильные чувства, а наоборот, мягкий жанр пародии. В духе артиста Галкина. Наверное, потому, что, согласно поговорке - очень популярной, кстати, и в США, - на обиженных воду возят. Так что лучше посмеяться.

Тем временем в пекинских газетах появилась статья, подготовленная пресс-канцелярией Госсовета Китая. По-китайски обстоятельный труд обращен к теме... нарушений прав человека в США. И что характерно: пытливые китайцы, как и чиновники из госдепа, применили один и тот же методологический ключ - удобряя практику теорией, они старательно перелистали подшивки газет, которые, как известно, являются зеркалом жизни.

Получилось довольно забавно.

Почитайте. Стр. 4.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter