Умный идет в гору

Всё ли мы знаем о себе?
Говорят, каждый год гору Фудзияма посещают три миллиона японцев. Представить Страну восходящего солнца без Фудзи невозможно. Как и историю армян — без Арарата. Географические образы–символы стали частью национальной культуры многих стран. А что же у нас? Из школьных уроков по географии вспоминаю: высшая точка Беларуси — гора Дзержинская, 345 метров над уровнем моря...

Cкромница

Чтобы найти географическую достопримечательность, мне пришлось проехать не один километр по Минской возвышенности. Присматриваясь к окружающим пейзажам, я выискивал в них что–то необычное, помпезное, яркое.

— Слышал, у вас рядышком гора? — спрашивал я жителей близлежащих деревень. Чаще всего ответом мне были недоумение и улыбки. Я ехал дальше...

Гора Дзержинская, как истинная скромница, спряталась от прохожих за хвойным леском. Среди развалин ремонтных мастерских, за бетонным заборчиком зеленого цвета высится знак: «Высшая точка Беларуси». А рядом подпись кисточкой: «Гора имени Иисуса Христа». По словам местных жителей, сделали ее три года назад представители одной из местных религиозных общин.

Жители деревни Скирмантово, расположенной на склонах Дзержинской, а одновременно и на вершине Беларуси, называют свою гору Святой. Вся жизнь их небольшого селения прошла в ее тени. Менялась власть, войны сменялись миром, а гора стояла и взирала величаво на людскую суету.

Во время Великой Отечественной войны деревню сожгли дотла фашисты. Погибло около 160 человек. В этих местах начиналась партизанская зона, и евреи, бежавшие из Минского гетто, находили у деревенских жителей приют. Историки говорят, что именно из–за этого отряд полицаев однажды утром подпалил деревню. В живых осталось только 3 человека. Трагедия увековечена обелиском на деревенской улице. Главным памятником, правда, люди до сих пор считают свою гору–соседку.

В 70–е местный совхоз построил рядом с высшей точкой Беларуси хозяйственный двор. Гору, символ этого места, начали потихоньку уничтожать. Невдалеке от памятного знака появился склад железного лома, а экскаваторы сняли с вершины около трех метров почвы. Работа была проделана огромная, только вот зачем — неясно...

— Экскаваторы рыли землю и вдруг наткнулись на черепа, — рассказывает бывший директор Скирмантовской средней школы, а ныне пенсионер Сергей Сипач. — Черепа и кости попадались на каждом шагу.

На Святой горе явно было какое–то захоронение. Сергей Сипач, историк по образованию, считает, что это — средневековое татарское кладбище. Он построил в деревне музей, собственными руками создал экспозицию.

Время не стоит на месте, и вот уже новый учитель, Василий Ермоленко, который преподает в Скирмантовской средней школе историю и информатику, решил заняться проблемой Святой горы. У него — совсем другая, обновленная, версия.

— Захоронения, скорее всего, молодые, — считает он. — Недавно, когда гору начали благоустраивать, я снова нашел человеческие кости. Знакомые археологи сказали, что останкам около 50 — 60 лет.

Вопрос о том, кто захоронен на Святой горе, по–прежнему остается открытым.

Пик надежды

В плачевном состоянии захламленная Дзержинская гора простояла десятки лет. В 2006 году местные власти наконец–то нашли деньги на ее реконструкцию. Вокруг памятного знака на вершине появился заборчик, сверху вниз побежала бетонная дорожка. С горы убрали хлам, засеяли новой травой.

— Минский лесхоз разобьет здесь дендрарий из типичных для Беларуси растений. В середине октября, надеюсь, гора примет цивилизованный вид, — обнадежил меня начальник Дзержинской районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Михаил Шурко.

На все про все экологам выделили 20 миллионов рублей. Этих денег, понятное дело, не хватит, дополнительные средства должны поступить из районного бюджета. Некоторые местные чиновники уже поспешили заявить, что обновленная Дзержинская скоро будет включена в туристические маршруты. Иностранцам будто бы будет на горе интересно. Позволю себе с этим не согласиться. Представляю себя на месте туриста, которого на комфортабельном автобусе по узкой дорожке везут на экскурсию в район Минской возвышенности. «Вот это — наша белорусская гора», — объясняет экскурсовод. А рядом — обшарпанные сараи ремонтных мастерских, в округе — ни одного ресторана, ни одного магазинчика с сувенирами. В общем, зрелище хоть и пасторальное, но совсем не впечатляющее...

Остаются одни лишь мечты: что скоро Дзержинской горе возвратят ее исконное название, какой–нибудь талантливый скульптор соорудит здесь монументальную композицию, заинтересованный бизнесмен построит кафе. Возможности ведь для этого есть — было бы желание. Из потенциального символа высочайшая точка Беларуси должна непременно превратиться в реальный, работающий брэнд. Ведь их у нас все–таки не хватает.

Компетентно

Татьяна Рязанова, специалист туристической компании:

— Несколько лет назад мы включили гору Святую в один из наших маршрутов. Большой популярностью он, к сожалению, не пользуется даже у белорусов, что уж тут говорить об иностранцах. Они в Дзержинский район не поедут, пока там не появится что–нибудь экстраординарное. Недалеко — могила Каруся Каганца, места красивые, с историей. Конечно, сервиса никакого, но главное — в другом. В последнее время создается впечатление, что многие наши люди утратили любознательность. Согласитесь: если не надо нам, то иностранцам — и подавно.

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter