Умный идет в гору

Человек и его дело
Выходной. Семья в сборе. Разговоры о покупках, о делах взрослых — на работе, детей — в школе, мечты о летнем отдыхе... Что после трапезы? Телевизор? Надоело... В кино что–то не тянет, а на улице ненастно–тоскливо...

А может, поиграть, да вместе, семьей? Ну, скажем, в лото — помните мешочек с бочонками, который хранился в бабушкином комоде и доставался по праздникам? А вот в моем детстве была картонная игра «Переправа» — с кубиками, конниками, преградами, и на даче друзей за уши было не оттянуть от «догонялок»... Психологи говорят, что живое человеческое общение, которое дарят человеку настольные игры, ничто не заменит. Не верите? А вы зайдите в самый маленький (или большой) европейский отель — вам тут же предложат целую коллекцию настольных игр. И постояльцы с удовольствием берут! Да что там отели — в каждом европейском доме есть свои любимые настольные игры. Меня недавно в Германии дети друзей обучали играть в одну такую игру. Из–за азарта даже пропустила ожидаемые теленовости...

Какой быть детской игрушке (я бы непременно добавила: и «семейной»)? С мягкими и прочими игрушками собственного белорусского производства у нас, кажется, все в порядке. И симпатичнее они, и намного безопаснее заморских. А вот что с настольными играми?

Сергей ЛапцевиЧ не только сам придумывает и разрабатывает настольные игры (и играет в них всей семьей), но и всерьез намерен потеснить игры–«ино-странцы» с белорусских прилавков. Хочет даже заставить «заиграться» в наши белорусские настольные игры–комплекты соседей по СНГ. Кстати, поиграв только в одну, я уже теперь не сомневаюсь, с каким подарком на следующей неделе пойду в гости к друзьям...

— Семье в нашей стране — разностороннее внимание. Государство сегодня волнует все, что с ней связано... Создание настольных игр — ваш вклад в укрепление семьи?

— Вы как–то очень глобально оценили мой труд... На самом деле просто стало обидно видеть в наших магазинах сплошные иностранные коробки с играми, причем абсолютно «не нашими» по содержанию, не очень хорошего качества или просто «запредельными» по цене. А самое главное, я действительно увидел, что вместе семье просто нечем заняться, кроме как хозяйственными хлопотами да просмотром телепрограмм. Детям все реже удается пожить в удивительном мире открытий и приключений, подростки разучились мечтать, взрослые перестали видеть в обычных вещах необычное... Да и вообще, не стало общения, причем общения, наполненного фантазиями, чувствами, эмоциями между взрослыми и детьми. А ведь велосипед изобретать не надо — настольные игры были всегда! Надо только вернуть их в семью!

— Ну вот, обвинили меня в «глобальности» оценки вашего труда, а сами такую речь в защиту семейных ценностей произнесли!.. В вашем детстве, Сергей, были такие семейные «игровые» традиции?

— К моему великому сожалению, домашнего лото у нас не было. Хотя, конечно, были шахматы, шашки, домино... Но в моем детстве, как и в детстве многих моих сверстников, была, как мне кажется, другая традиция. Мы так много читали... Помню, «Мастера и Маргариту» уже в 6–м классе прочел, а «Доктора Живаго» — в 8–м... И родители, учителя нас не заставляли — они читали вместе с нами, подсказывали, советовали, обсуждали. То есть общение было — и очень тесное — на другом, если хотите, интеллектуальном уровне. Я так много читал, что, кажется, только поэтому и выбрал филологическое образование (экономическое появилось потом)...

Время идет. Но никогда не соглашусь с тем, что истинные ценности меняются — в отношении семьи они вечные... Вопрос в другом: как в нынешний, сумбурный, неспокойный, не слишком читаемый век сплотить семью? Один из рецептов — игрой. Домашней. Увлекательной. Развивающей.

Поверьте, я горжусь тем, что вместе со своими единомышленниками придумываю игры для всей семьи. И почему–то уверен, что наши игры будут своеобразной семейной реликвией — переходить из поколения в поколение. По крайней мере, надеяться на это мне очень хочется.

— Признаюсь, когда увидела вашу коллекцию «Мои первые игры», очень пожалела, что в детстве сына таких игр в Беларуси не было — пятнашки, гонки, разные доминошки, волк и заяц, и все в одной коробке... Зато ваша коллекция из 50 игр, где и шашки, и шахматы, и нарды, и мемо, и охотник, и карточные фокусы, сейчас подойдет нам в самый раз. А самое большое спасибо, как мне кажется, вы услышите за нее от многодетных семей — у семьи такой выбор!

— Спасибо вам за «спасибо». Может быть, я сейчас немножко похвастаюсь, но мне кажется, что нам, белорусам, удалось в своих настольных играх объединить все лучшее, что есть в Европе и СНГ. (И сделать это по весьма приемлемым «нашим» ценам.) Это касается не только содержания и полезности игр, но и упаковки, рассчитанной не на один год «жизни», и того, что на ней вы можете познакомиться с играми еще до того, как решите, нужны ли они вашей семье.

— Почему–то кажется мне, что, несмотря на свое филологическое образование, учителем вы ни дня не проработали. Правда? Теперь решились «реабилитироваться» с помощью умных развивающих игр, которых в вашей коллекции тоже полным–полно?

— «Случились» 90–е годы, и я подался в бизнесмены, а учителем, ваша правда, так и не стал... Правда, в армии успел послужить... Не знаю, как насчет «реабилитации» перед педагогикой, но наши игры действительно увлекают и развивают. Причем без ограничения возраста. От 3 и... А мои финансово–издательские опыты в этой жизни помогли придумать такую непростую и умную игру, как «Финансовая стратегия». Тут и теневые дельцы, и мафиози, и неподкупные чиновники, и самые настоящие политики.

— ...И борьба за финансовую независимость, с которой, наверное, вы знакомы не понаслышке?

— Точно. Не понаслышке. Но играть за столом все–таки проще: каждый раз можешь начать все заново и «переиграть» результат, а в жизни побеждать сложнее... Как сложнее в жизни стать «миллионером», завоевать «большие деньги» — это тоже наши игры. Хотя убежден: та же экономическая игра не только «окунает» в мир приключений, но и заставляет потом лучше думать и соображать в жизни. И если и не «большие деньги» заработать, то хотя бы научиться хорошо ими распоряжаться, ценить заработанное. Но повторюсь: главное в любой настольной игре — возможность непосредственного общения. Детей — с детьми, взрослых — с подростками...

— Вот уж не знаю, слухи это или нет, но в юности вы, говорят, сочиняли «для себя». Для того чтобы придумывать интересные игры, ваш литературный талант пригодился?

— Чтобы придумать по–настоящему хорошую игру, без абстрактного мышления не обойтись. А мои юношеские опусы как раз абстрактными и были... Так что, вы правы, все пригодилось. Знаете, моя самая любимая (и не только моя) игра, которую мы придумали от души и для души, называется «Воры и меценаты». Вот представьте: на доске — изображение 4 крупнейших музеев мира, в каждом — картины–шедевры. Есть репродукции этих картин. Меценаты скупают картины и создают собственные коллекции. Выигрывает тот, кто скупит энное их количество. Но есть и воры, которые картины похищают и продают с аукциона. Кто и как снова возвращает картины в музеи?.. Тут надо играть! К слову, картины можно страховать, создавать свои системы охраны и т.д. И каждый раз результат игры будет складываться по–разному... Понимаете, мы могли придумать подобную игру, скажем, с авторынками, машинами, но картины, музеи, согласитесь, это все же другой «формат». Культурно–воспитательный. Кстати, сам я мечтаю создать настольную игру, посвященную истории Беларуси. Такую захватывающую, чтобы тоже захотелось играть всей семьей! Во всей нашей стране.

Скажу вам, я действительно рад, что жизнь привела меня сегодня не к выпуску, скажем, пива (а могло сложиться и так), а к делу игрушечному, мирному, полезному. В интересах семьи. И мне сегодня за него не стыдно.

— На коробках всех ваших настольных игр в логотипе бьется красное трепетное сердечко. Это значит, игра должна поселиться в сердце ребенка, подростка, взрослого?

— Не верьте тому, кто скажет вам, что компьютерные игрушки скоро заполонят мир. Да, они есть и будут. Но рядом всегда будут нормальные игрушки — как я их называю, для души. Мягкие, деревянные, пластмассовые. И — настольные. И сердечко на наших играх — как раз символ этой самой души.

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter