Умных много, специалистов мало

Нехватка специалистов рабочих и аграрных специальностей — серьезный вопрос...

Нехватка специалистов рабочих и аграрных специальностей — серьезный вопрос. Если в 2009 году для сельского хозяйства средние специальные учреждения подготовили на 2 тысячи меньше специалистов, чем планировали, то в 2010–м — уже на 4 тысячи. Схожая картина и в промышленном секторе. Впрочем, это далеко не единственная проблема в системе профессионально–технического образования, о которой шла речь на коллегии  Комитета госконтроля.


Если по одним специальностям профессионалов не хватает, то по другим их готовят в избытке. Причем в таком, что трудоустроить молодых специалистов потом некуда. Как отметил Председатель КГК Александр Якобсон, ситуация с трудоустройством выпускников учреждений профтехобразования ухудшается год от года. Из общего выпуска 2008 года работу получили около 80 процентов специалистов, в 2009 году — примерно 73, а в 2010–м — уже 71. Таким образом, затраченные бюджетные средства на подготовку 20 — 30 процентов учащихся отдачи государству не дают.


Одна из причин, пожалуй, кроется в том, что предприятия, сначала подавшие заявки на тех или иных специалистов, после в силу разных обстоятельств от них отказываются. Другая причина в том, что набор на новые специальности проводится не всегда обдуманно и без анализа реальных потребностей рынка труда. Пример тому — новая специальность «Туризм» в одном из волковысских колледжей. Из первого выпуска — 20 молодых специалистов (на подготовку которых затрачено 250 миллионов рублей) — только 7 человек приступили к работе. Кто–то трудится не по специальности, а кто–то еще обивает пороги в поисках вакантного места. Только вот руководство колледжа урок из этого опыта не извлекло, и в новом учебном году осваивать новую и модную специальность пришли еще 25 вчерашних школьников. Спрашивается, зачем?


Немало нареканий вызывает и качество подготовки специалистов. Впрочем, откуда взяться профессионалам, если учиться ребятам приходится на старинном оборудовании, которое порой пригодно лишь в качестве музейных экспонатов. При этом на его обновление потрачено почему–то лишь 37 процентов средств, предусмотренных программой развития профессионально–технического образования на 2006 — 2010 годы.


Не всегда есть и кому учить будущих специалистов. Начальник управления контроля за работой социальной сферы КГК Алла Миколуцкая привела пример: «В Бобруйском профессионально–техническом училище № 5 на протяжении нескольких лет 50 процентов ставок мастеров на условиях совмещения занимали в том числе бухгалтер и заместители директора».


На бумаге же все выглядит куда приличнее. В отчетах управлений образования, к примеру, значится, что оптимизация сети учреждений профтехобразования проводится. За несколько лет их действительно стало 217, а было 228. Только порой процесс этот кажется формальностью. Объединили два техникума в один или ПТУ назвали лицеем — вот и вся оптимизация. Форму изменили, а содержание все то же... Вывод: необходим  глубокий аналитический подход к проблеме подготовки профессионально–технических кадров. Крайне важно при этом наладить и должное взаимодействие Минобразования с другими заинтересованными министерствами и организациями.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter