Советы специалиста по выбору удобрений

Умное питание

Несмотря на то что урожай определяется сортовыми и генетическими особенностями культуры, внешние факторы: почва, агротехника, погода — могут значительно увеличивать его или уменьшать. Одной из важнейших составляющих является минеральное питание: правильное использование удобрений позволяет получить максимально возможный урожай.


На поле неукоснительно работает «закон минимума», выдвинутый Либихом еще в 1840 году: «Веществом, находящимся в минимуме, управляется урожай и определяется величина и устойчивость последнего во времени». Жизнедеятельность любого растения зависит преимущественно от тех факторов, которые больше всего отклоняются от оптимальных показателей. И если хотя бы один из них выйдет за пределы выносливости, то культура погибает. Например, если калия внесено из расчета, что будущая урожайность составит ­60 ­ц/ га, а фосфора всего на 30 ц/га, то и отдача с гектара будет минимальной. Необходимо учитывать, что растение нормально развивается только тогда, когда существует диапазон между недостатком и избытком любого из факторов: тепло, свет, вода, минеральное питание…

В этом абсолютно уверена агрохимик, почвовед, эколог, доктор сельскохозяйственных наук, заведующая лабораторией новых форм удобрений и мелиорантов РУП «Институт почвоведения и агрохимии», профессор Галина Пироговская, у которой не один десяток различных патентов на изобретение.

— Галина Владимировна, давайте начнем с привычного — с погоды.

— Да, она существенно влияет на урожайность. Взять хотя бы температуру воздуха. При оценке климатических факторов это один из важнейших показателей.

За последние 40 лет температура воздуха в Беларуси повысилась как в целом за год, так и по сезонам. По данным, полученным на лизиметрической станции РУП «Институт почвоведения и агрохимии», за период с 1981 по 2015 год в центральной части Беларуси средняя температура в целом за год увеличилась на 0,8 градуса и составила 6,6 градуса, в то время как в 1961—1990 годах она была 5,8. Так, весной сейчас стало теплее на 0,4 градуса, летом — на 0,8, осенью — на 0,5, а зимой и вовсе на 1,9 градуса. В юго-восточной части республики аналогичные закономерности: среднегодовая температура воздуха за 1981—2015 годы составила 7,3 градуса.

Увеличилась в период вегетации растений и сумма активных температур, когда воздух прогревается выше плюс 5—10 градусов. Так, к примеру, если в 1984-м минимальная САТ за май — сентябрь была 1883,8 градуса, то в 2010-м максимальная уже 2710,1 градуса. У нас мягкая и влажная зима, теплое (и даже жаркое) лето, сырая осень. Это очень серьезный температурный сдвиг. 

— Дожди — благо или все же зло для урожая?

— И дождь, и его отсутствие чревато печальными последствиями. Сегодня в центральных и северо-восточных районах Беларуси в среднем за год выпадает 600—700 мм, на юге и юго-западе 550—600 мм атмосферных осадков. 

При этом их количество не всегда одинаково: в засушливые годы за вегетационный период может быть меньше 300 мм, а во влажные — более 500 мм. Именно на период с мая по сентябрь приходится от 34,1 до 75,4 процента годовых осадков. Ливни же, когда сразу выпадает больше 100 мм осадков, чаще всего наблюдаются в июле.

При возделывании сельскохозяйственных культур очень важно оценивать бездождные периоды, когда в течение 10 дней подряд за сутки выпадает меньше 1 мм осадков. Неэффективным считается и дождик, когда выпадает менее 5 мм. Доказано, что независимо от первоначальных запасов влаги в почве уже после 10 дней без дождя или с незначительными (до 5 мм) осадками растения угнетаются, задерживаются их рост и развитие, что, конечно же, приводит к недобору урожая. И такие опасные периоды засухи с апреля по сентябрь наблюдаются ежегодно.

Так, за последние 40 лет в центральной части Беларуси в среднем случалось 4,9 бездождного периода с апреля по сентябрь. Если сделать разбивку по десятилетиям, то картина следующая: 1981—1990 гг. — 4,2; 1991—2000 гг. — 5,0; 2001—2010 гг. — 4,6; 2011—2020 гг. — 5,7 периода. Не редкость уже и периоды, когда нет дождя или он совсем незначительный в течение 30 дней и более. За последнее десятилетие такое случалось пять раз. В некоторые годы суммарная продолжительность бездождья бывает более 90—100 дней, то есть примерно 50—57 процентов от продолжительности всего вегетационного периода. В среднем же засуха держится 15—20 дней. 


— Если говорить о питании растений, то для большинства из нас NPK — главный минеральный комплекс: N — азот, P — фосфор, K — калий. 

— Да, все так. Эти (да и многие другие) элементы очень важны для роста и развития растений. Но в последние годы прослеживается их несбалансированное внесение. Питательные вещества, взятые растениями из почвы, обязательно должны быть в нее возвращены обратно — будь то удобрениями или посевом бобовых культур. 

Азот идет на постройку растительных белков, хлорофилла и витаминов, стимулирует развитие новых листьев и стеблей, а также защищает ткани от патогенных микроорганизмов. Из почвы растения потребляют азот главным образом в виде аммиака и азотнокислых солей, которые благодаря бактериям и грибкам образуются при разложении органических остатков.

Фосфор — универсальный источник энергии. Необходим он и для правильного формирования корневой системы: повышается засухоустойчивость растений. Цветение и плодоношение тоже не обходятся без его участия. Оптимально сбалансированное питание по фосфору повышает сопротивляемость растений к заболеваниям. Но при защелачивании почвы он переходит в нерастворимое состояние и не усваивается растениями.

Калий обеспечивает азотный обмен, предотвращая накопление в клетках растений аммиака. Также он поддерживает необходимый водный режим, повышая тем самым общую засухо- и морозостойкость, устойчивость к болезням, а также лежкость и спелость плодов. 

Поверьте, даже самая плодородная почва не позволит получить солидный урожай, если не уделять должного внимания удобрениям. И вносить их лучше всего вместе с микроэлементами и регуляторами роста. Это существенно снизит химическую нагрузку на землю.


— Какие из удобрений самые эффективные? Давайте выделим топ-3. 

— Пальма первенства, конечно же, у органических. Навоз, помет и компост используются с незапамятных времен и по-прежнему остаются незаменимыми. 

Затем идут органоминеральные удобрения, включающие комплекс элементов питания и регуляторов роста гуминовой природы, ускоряющих рост и развитие культур. 

На третьей позиции минеральные удобрения, в том числе комплексные. Как с добавками микро­элементов и регуляторами роста, так и без них. Несомненный плюс такой «минералки», что вносить ее можно всего раз в год.

Но с удобрениями (причем любыми) надо быть поаккуратнее: высокие дозы под запретом. Слишком большое количество питательных веществ урожай не утроит, а вред растениям (а затем и нам) из-за ухудшения качества продукции нанести может. Всего должно быть в меру.


— Почему возникает дефицит микроэлементов?

— Причин этому очень много. В первую очередь это несбалансированное питание, резко снижающее содержание тех или иных элементов питания. Это могут быть как низкие дозы органических удобрений, так и чрезмерно высокие минеральных. Дисбаланс макро- и микро­элементов сказывается на эффективном их усвоении растениями. Заметно снижается подвижность микроэлементов и при известковании.

При разработке новых удобрений мы обязательно учитываем и потребности растений в элементах питания, и содержание их в самой почве. У каждой культуры — свое меню, свой обязательный набор макро- и микроэлементов. И если их нет, то впору говорить о нарушении плодородия почвы.

Удобрения, прошедшие агрохимические испытания, включены в Государственный реестр средств защиты растений и удобрений, разрешенных к применению на территории Республики Беларусь. Обратите внимание на таблицу.

Кукуруза, например, очень отзывчива на внесение цинка, зерновые — на медь и марганец, рапс и все крестоцветные культуры — на серу, бор, картофель — на бор, серу и медь.

Но одними удобрениями без соблюдения всех агротехнических приемов битву за урожай не выиграть, особенно в интенсивном земледелии.

— Зачем растениям сера? 

— В Беларуси более 90 процентов почв с низким и средним содержанием серы. Ее вымывается больше, чем поступает с атмосферными осадками. Серосодержащие (как твердые, так и жидкие) удобрения на дерново-подзолистых почвах при возделывании различных культур (в том числе и картофеля) значительно влияют не только на урожайность, но и на качество продукции.

Особенно требовательны к сере культуры семейства крестоцветных, а также гречиха, озимая и яровая пшеница.


— Комплексные минеральные удобрения — новое направление в агрохимии? 

— Да, причем соответствующее самым передовым мировым тенденциям и широко используемое в агротехнологиях ведущих европейских государств. Это удобрения третьего поколения со сбалансированным соотношением элементов питания (в том числе азота, фосфора и калия) с учетом их содержания в почве. В их составе могут быть как мезо­элементы (сера, натрий, магний), так и микроэлементы (медь, марганец, бор, цинк, молибден и другие), а также биологически активные соединения. 

Всего нами получено 67 международных патентов. В списке умных также удобрения контролируемого и пролонгированного действия (то есть медленнодействующие), содержащие природного или микробиологического происхождения регуляторы роста растений, а также кремний. Удобрения могут быть в форме гранул, супергранул, таблеток, брикетов, палочек и так далее.

Комплексные удобрения (а их у нас уже 84) разрабатывались как для основного внесения под отдельные культуры с учетом уровня плодородия, так и для некорневых подкормок. 

Их агрохимическая эффективность изучалась на почвах разного гранулометрического состава, в том числе на загрязненных радионуклидами. Исследовалось и превращение азота пролонгированного срока действия по всей цепочке «почва — удобрение — вода — растение». 

В каждой грануле содержится необходимый для конкретной культуры сбалансированный набор элементов питания. 

При этом технология их производства становится все сложнее, а способ применения, наоборот, упрощается. По своей эффективности комплексные минеральные удобрения ничуть не уступают зарубежным аналогам, а по некоторым позициям даже превосходят их.


— В чем преимущества умных удобрений?

— Результаты агрохимических испытаний показали, что их использование увеличивает урожайность, улучшает качество продукции, восстанавливает плодородие почв, а также повышает продуктивность севооборотов, особенно на легких почвах.

Так, эффективность «Сульфата аммония» пролонгированного действия с замедленным высвобождением азота, внесенного вместе с регулятором роста растений «Гидрогум», намного выше на пропашных культурах (картофеле, сахарной свекле, кормовых корнеплодах), однолетних и многолетних травах. Прибавка от его применения на яровых зерновых составила 2—2,5 ц/га, на картофеле — 23—29 ­ц/ га, на однолетних травах — 24—30 ц/га. 

Использование долго действующих капсулированных удобрений позволяет значительно снизить потери не только азота (на 21—35 процентов), но и калия, кальция, магния и даже водорастворимого гумуса. При этом уменьшить накопление вредных веществ (нитратного азота, хлоридов и сульфатов) и тем самым ограничить загрязнение водных (в том числе и питьевых) источников.

— Что в перспективе?

— Уже разрабатываются умные капсулированные удобрения пролонгированного и четко контролируемого действия 4-го поколения. Интерес к ним неизменно растет. В них в качестве сырьевых добавок применяют биологически разлагаемые полимеры, регуляторы роста растений природного происхождения, ингибиторы нитрификации и многое другое. Такие удобрения существенно снижают экологическую нагрузку на окружающую среду, защищая и нашу природу, и наше здоровье.

(8–017) 311-03-46

sad@sb.by 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter