В Гродненский технопарк приходят первые резиденты

Умно задумано

В Гродно создают научно-технологический парк. Разработана концепция, начат ремонт здания, в котором уже к концу года разместятся первые резиденты, а также ученые и студенты. Там же откроется и бизнес-инкубатор для поддержки молодых предпринимателей. Проект стал возможен благодаря общим усилиям руководства Гродненской области и ГрГУ имени Янки Купалы: на его создание выделили средства из областного и республиканского инновационных фондов, а также деньги университета. Какую нишу займет и на чем будет зарабатывать парк? В этом вопросе разбиралась корреспондент «Р».

Здание Гродненского государственного университета имени Янки Купалы

Собрание сильных сторон


Порой бывает очень обидно, когда зарубежные ученые присваивают себе первенство какого-нибудь нужного изобретения. Взять хотя бы радио или паровую машину. История показала: главное — не придумать, а первым застолбить идею. А еще лучше — представить миру готовый для практического использования продукт. Но сколько времени должно пройти от появления идеи до ее реального воплощения? Настоящий ученый пожмет плечами. Мол, мое дело — наука. Именно для того, чтобы помочь людям науки внедрять разработки в производство, и создавались у нас научно-технологические парки. Гродненская область до сих пор в этом вопросе отстает, и этому есть простое объяснение.

— В области нет ни одного технологического вуза, — указал на важный момент заместитель проректора по научной работе Гродненского государственного университета имени Янки Купалы Антон Глазев. — А вот инновационных разработок у нас хватает. Поэтому так важно наконец-то создать так называемую точку роста. Процесс создания научно-технологического парка разделен на несколько этапов, но на первом из них запланировано создание Центра трансфера технологий, который будет ядром технопарка. Такой центр получит статус субъекта инновационной инфраструктуры, что дает ему право участвовать в конкурсах инновационных проектов для укрепления материально-технической базы. Подана заявка в Гродненский облисполком на финансирование работ. В этом году планируется выделить около 2,4 миллиона рублей на строительные работы и закупку оборудования. 

Существуют ключевые направления, в которых университет силен, есть соответствующие кадры и наработки. Например, в области плазмохимических покрытий, производства электронных плат и оборудования и многих других. В принципе, в технопарк могут прийти люди со своим оборудованием и своими специалистами. Главное в любом парке — резиденты. Уже сейчас большую заинтересованность проявляют ученые из соседних стран. Например, недавно гости из Калининграда рассказали, что у них также строится технопарк и было бы неплохо скооперировать деятельность. Литовские коллеги также очень активно принимают участие в проектах международной технической помощи. Недавно Вильнюсский университет подал заявку на создание и развитие бизнес-инкубатора. Если проект будет принят к финансированию, то инкубатор будет совместным. А это уже совсем другие деньги и возможности. 

Разработки первых резидентов технопарка уже вызывают интерес у западных партнеров

Антон Глазев уверен:

— Поначалу все научные разработки будут сконцентрированы в лабораториях. Со временем они установят связи, и конечным продуктом этой работы должно стать появление малых инновационных производств. На начальном этапе это поможет научным сотрудникам совмещать исследования и работу по продвижению конечного продукта. Из практики известно, что за счет наиболее востребованных наработок можно разрабатывать другие. Один резидент технопарка уже есть. Это предприятие «Технолаб», учредителем которого является университет. 

Метод проб и ошибок

А вот директор РУП «Технолаб» Александр Василевич не склонен смотреть на создание технопарка сквозь розовые очки.

— По своей задумке это очень правильная и нужная вещь. Возможно, просто время не самое подходящее для его создания. Подобные технопарки есть в каждой области, и, судя по квартальным отчетам, которые до нас периодически доходят, практически все они убыточны. Не считая разве что парка БНТУ. Но и там когда-то было 20 предприятий, а осталось всего восемь. 

— Но ведь у вас получилось? — прерываю собеседника. 

— Да. Но школа при этом была пройдена колоссальная. Мы создавали нашу компанию как предприятие, которое реализует задумки университета. Начали с производства лабораторного оборудования по химии, физике, биологии. В общем, с того, что учитель демонстрирует детям на уроках. Наши последние разработки — датчики температуры и освещения. Несколько лет назад была запущена программа по переоснащению в школах кабинетов физики. Часть оборудования поставляло наше предприятие. Но потом все свернули из-за недостатка финансирования. В стране около 4300 школ, из них удалось переоснастить всего 390. Начали делать вузовские лабораторные практикумы. Это основной вид продукции, на котором мы зарабатываем. 

— А что-то новое разрабатываете?

— Есть несколько новых разработок. Последние два года у нас в тренде — оборудование по медицинской физике. Его и в Европе, и в России производят очень мало. Недавно разработали прибор, позволяющий запитывать от сети лампы дневного света. Сделали его современным, по параметрам, приближенным к европейским стандартам. Попытались внедрить на Лидском электротехническом заводе, но там возникли экономические проблемы. Пока надежды не теряем. Также недавно сделали оборудование, позволяющее безопасно разбивать огромные валуны. Небольшой хлопок — и камень просто раскалывается. Есть у нас в штате профессор, который 20 лет проработал в США. В советское время он был большим специалистом по голографии. Он создал установку, которая позволяет демонстрировать практически все законы оптики и голографии. Таких установок в мире нигде нет. 

— Хватает ли идей?

— Кроме производства, мы занимаемся со школьниками и студентами. Для студентов организовано студенческое конструкторское бюро, где можно что-то делать своими руками. Мы организовали занятия для школьников, начиная с пятиклашек. С каждым работаем индивидуально. Бесплатно. За что, кстати, меня часто ругают. Но это принципиальная позиция. 

Парк нужен


И все-таки так ли нужен Гродно научно-технологический парк? Спросим у коллег по цеху. Заместитель директора Могилевского технологического парка Дина Хомченко, имея большой опыт, постаралась расставить точки над «i».

Методист РУП «Технолаб» Дмитрий ДЯГЕЛЬ

— В любом деле можно либо убить проект, либо осуществить его с должным результатом. Правы и те, кто относится к созданию технопарка скептически, правы и те, кто возлагает большие надежды. Технопарк Могилева — первый в стране (1998 год). Через нас прошло около 100 компаний. Одни стали успешными, другие канули в Лету. Но без них не было бы новых систем управления, которые устанавливают на БелАЗы. Не было бы пограничных катеров. Не было бы IT-продуктов, которыми пользуются более 100 тысяч учителей по всей стране. Над проблемой того, как соединить бизнес и научные исследования, бьются во всем мире. Гродненскому технопарку, с одной стороны, будет легче. Тот путь, который мы прошли за 15 лет, в настоящий момент можно пройти за 2 года.

КСТАТИ

Научно-технологический парк разместится рядом с корпусом факультета экономики и управления на улице Господарчей. Там есть недостроенное четырехэтажное здание, которое принадлежит вузу. Его оборудуют под нужды парка, где и разместятся Центр трансфера технологий, бизнес-инкубатор и современные научно-производственные лаборатории.

Tanula.K@mail.ru

Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter