«Умная» магистраль уважает культурного водителя

Почему  у  нас  зачастую возникают  парадоксы: чем  трасса  разухабистее, тем  меньше  на  ней  ДТП?..

Почему  у  нас  зачастую возникают  парадоксы: чем  трасса  разухабистее, тем  меньше  на  ней  ДТП?.. 

Благодаря принятым на высоком государственном уровне решениям, материалам в СМИ, в стране активизировались усилия по сокращению числа ДТП и в целом по оздоровлению оперативной обстановки на трассах. Так, например, Концепция обеспечения безопасности дорожного движения в Беларуси подразумевает создание условий для максимальной защищенности его участников, а также  сокращение к 2015 году не менее чем на 500 человек числа погибших. Никто не может отрицать и наступательный характер  действий Госавтоинспекции и в целом Министерства внутренних дел Беларуси. Состоялось и первое заседание недавно созданной при Совете Министров Постоянной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения. 

Все это отрадно. Мы стали больше не на словах, а на деле ценить человеческую жизнь. Есть и первые обнадеживающие результаты. Так, за 10 месяцев текущего года число зарегистрированных ДТП на дорогах общего пользования уменьшилось по сравнению с этим же периодом прошлого года на 219 случаев, погибло на 86 человек меньше, число раненых сократилось на 258 человек. Профилактические меры, в том числе и внедренные по инициативе дорожников, позволили в районах населенных пунктов значительно сократить количество ДТП, число погибших в них и раненых. 

Но если проанализировать эти данные, даже за обнадеживающими цифрами по ряду показателей обстановка еще далека от желаемой. Так, на трассах общего пользования возросло число ДТП по вине пешеходов, а также в результате опрокидывания транспортных средств, их столкновения на пересечении дорог или повороте… Конечно, это не значит, что Беларусь по числу ДТП и тяжести их последствий — в лидерах на континенте. По статистике, у нас на 100 тысяч жителей ежегодно погибает 17 человек, в России — 26, Литве, Украине — 25. А вот по сравнению со Швецией, Финляндией, Германией мы выглядим весьма бледно. Поэтому в  деле обеспечения дорожной безопасности много еще предстоит сделать.  

Главное — точно расставить акценты. Госавтоинспекция констатирует, что в основном ДТП совершаются по вине водителей. В прошлом году на дорогах общего пользования зарегистрировано 3123 ДТП по их непосредственной вине (относительно 2005 года рост на 8,1%). И главный бич — нарушение скоростного режима.  Теперь усилия Госавтоинспекции направлены на уменьшение ДТП по оплошности или элементарной недисциплинированности водителей. В законодательном порядке ужесточены требования к ним, а также к качеству их обучения. Проводится и широкая пропагандистская работа. За 10 месяцев 2007 года число ДТП, произошедших по вине водителей, имеет тенденцию к уменьшению. Снизилось и число граждан, севших за руль без прав на вождение. Многие водители стали переоценивать свои не до конца выверенные действия на дороге. Но есть и те, кто, не имея навыков вождения (их число с увеличением общего автопарка машин постоянно растет), рад бы не совершать противоправных деяний, но в силу неопытности создает почти на ровном  месте аварийную ситуацию. 

Здесь следует использовать как отечественные наработки, так и зарубежные. Заинтересованным ведомствам  надо усилить контроль за соблюдением водителями Правил дорожного движения (в первую очередь скоростного режима), особенно  на загородных трассах. В Западной Европе на них практически не встретишь полицейских. Но у нас  присутствие инспектора ГАИ, особенно зимой, жизненно необходимо. Лишь на  дорожников уповать нельзя. Полной гарантии, что везде и всюду дорожное покрытие будет идеально сухим, с обязательно высоким коэффициентом сцепления, никто дать не может. Тем более тогда, когда около 70% трасс имеют просроченные межремонт­ные сроки. 

Существенно сокращает число ДТП в Европе и  введение   видеофиксации. При несоблюдении Правил дорожного движения главное — неотвратимость наказания. А за всем этим — неподкупный полицейский. Его нельзя уговорить, склонить к субъективным решениям. Но и водитель имеет достаточно прав их оспорить. Стоит видеофиксация недешево, но по этому пути следует идти без колебания. Заслуживает внимания и зарубежный опыт по созданию обществ автолюбителей, а также автомобилистов по профилю их занятий, в том числе и   международных автоперевозчиков… и даже автомобилистов-мусорщиков. Эти объединения выполняют наряду с иными функциями и воспитательные, просветительные, а также защищают интересы водителей перед административными органами в судах и прочее. Особо важно для уменьшения тяжести последствий ДТП — оборудование автомобиля средствами индивидуальной защиты. В той же Швеции общее число ДТП на улично-дорожной сети выше, чем у нас, так как у северян значительно больший автопарк. Но уровень смертности у них просто мизерный, так как их машины оборудованы современными средствами защиты.     

Теперь непосредственно о дорожной составляющей.  В Беларуси  в плане обустройства магистралей делается немало. Республиканская сеть да и местные трассы, в принципе, поддерживаются круглогодично, по оценке экспертов, безопасном состоянии. Улучшается качество покрытий, ровность трасс, совершенствуется разметка. Проходят апробацию с последующим внедрением новые технологические решения, облегчающие водителю путь. В том  числе и тросовые барьерные ограждения, способные свести к минимуму последствия от ДТП. Создана неплохая база для прогнозирования оперативной ситуации на дороге. Проведена компьютеризация, о состоянии трасс и развитии погодных условий в автоматическом режиме информируют дорожно-измерительные станции, а всего их на республиканской сети уже 56.  Стало шире практиковаться обустройство мест концентрации ДТП так называемыми спящими полицейскими, а также шумовыми полосами. В текущем  году их число планируется довести соответственно до 189 и 286. 

Все это направлено на создание так называемых «умных» дорог. Теперь свое слово должна сказать и отечественная наука. За рубежом, к примеру,  широко используется освещение магистралей. К сожалению, нам это пока не по карману. Интересен опыт по установке через каждые 100 метров сигнальных столбиков со светоотражающим эффектом. Широкое распространение получили специальные средства регулирования транспортных потоков в аварийно опасных местах, что позволяет свести к минимуму последствия от ДТП.     

Конечно, для создания «умных» дорог потребуются  дополнительные и немалые средства. Но сколько бы их ни было, главным в обеспечении безопасности на магистралях по-прежнему остается человеческий фактор. Неудивительно, что у нас зачастую возникают парадоксы:  чем трасса разухабистее, тем меньше на ней  ДТП. Водитель просто вынужден быть на ней осмотрительнее и осторожнее. А на прекрасной магистрали на него будто находит затмение, и он мчится на запредельной скорости, нарушая и иные правила движения. И дорога порой этого не прощает…              

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter