«Умная» дубина

О внешней и военной политике администрации президента США

Пхеньян объявил, что будет восстанавливать свои ядерные объекты, которые уже начал демонтировать под давлением мирового сообщества. На такой шаг корейцы пошли в знак протеста после того, как Совет Безопасности ООН осудил недавний запуск баллистической ракеты. Власти КНДР утверждают, что ракета вывела на орбиту спутник связи. Однако США подозревают, что это был лишь предлог для испытаний ракеты «Тэпходон–2», способной достичь Аляски. Что теперь предпримет новая американская администрация? Барак Обама обещал начать прямой диалог с такими странами, как Северная Корея, Иран и Куба, которым ранее Вашингтон предлагал только набор разнообразных санкций. Пока больших успехов эта тактика не принесла...


Внешняя и военная политика администрации президента Барака Обамы пока не представлена в развернутом и целостном виде, но тенденции обозначились.


Наиболее примечательно то, что так называемая «глобальная война с терроризмом», объявленная Дж.Бушем–младшим после 11 сентября 2001 года и ставшая как бы альфой и омегой всего его президентства, фактически завершена, по крайней мере, в том ее зауженном понимании, которое было характерно именно для Буша (или вы с нами, или с террористами). В администрации США теперь уже не говорится о необходимости «искоренения тирании» повсюду на планете. В этой связи Дэвид Санджер на страницах «Нью–Йорк таймс» замечает, что «прагматичная, примирительная, легалистская и последовательная» линия Обамы на международной арене может быть названа «антибушевской доктриной».


Новая стратегия Обамы предусматривает активное использование дипломатических средств и поиск компромиссов. Ныне в госдепартаменте США сложился консенсус в пользу того, что Америка должна выступать на мировой арене в качестве «умной» силы (имеется в виду разумное сочетание «мягкой» и «жесткой» силы, по терминологии гарвардского профессора Дж.Ная), чтобы добиться своих целей в международной среде. В известной мере это как бы более благозвучная и продвинутая вариация постулата президента Теодора Рузвельта (начало XX века) о том, что надо «говорить мягко, но держать в руках большую дубину».


Стоит обратить внимание на проявленный президентом Бараком Обамой уважительный подход к другим странам, высказанный им в ходе недавнего европейского турне тезис о том, что США должны отказаться от прежнего «высокомерия» в обращении с ними. Это, безусловно, разрыв с методами 43–го президента Соединенных Штатов. Ведь многие высокопоставленные представители администрации Буша чуть ли не гордились пренебрежительным отношением к другим странам. Так, в мемуарах Джона Болтона, бушевского постпреда при ООН, обнаруживается презрительное словечко «евроиды» — так он называет европейских союзников Америки. В свое время такого рода высокомерный настрой неоконсервативный публицист Уильям Кристол обосновывал следующим образом: «На самом деле лучше, когда вас уважают и боятся, чем когда считают, что вы, с изысканной чувствительностью, способны разделить боль других». В последние дни неоконсервативные комментаторы в Соединенных Штатах предприняли настоящую атаку на Обаму, пытаясь доказать, что противники Америки теперь не будут бояться США, перестанут серьезно воспринимать американского президента.


Шквал критики справа обрушился на Барака Обаму и после того, как он в своем выступлении в Праге призвал к продвижению к миру без ядерного оружия. «Это опасная фантазия», — поспешил заявить бывший спикер палаты представителей конгресса США республиканец Ньют Гингрич. Правда, надо признать, что и многие неангажированные американские эксперты считают, что безъядерный мир не только невозможен, но и нежелателен. Профессор университета Цинциннати Ричард Харкнет, например, полагает, что предложение Обамы полностью ликвидировать ядерное оружие выглядит «неразумным». Усилия превратить весь мир в безъядерную зону, считает он, подорвут глобальную безопасность, ибо ослабят ядерное сдерживание, имеющее стабилизирующий эффект.


...В 1983 году, выдвигая программу СОИ (Стратегическая оборонная инициатива), нацеленную на развитие противоракетных технологий, президент Рональд Рейган рекламировал ее как путь к безъядерному миру, поскольку, по его логике, развертывание систем ПРО в конечном итоге девальвирует ядерное оружие. На деле, однако, американские противоракетные разработки привели к совершенствованию советских стратегических вооружений с целью гарантированного преодоления ПРО США.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter