Зачем Беларуси ракетное вооружение и каковы дальнейшие планы отечественной оборонной промышленности. Президент ознакомился с разработками предприятий Госкомвоенпрома

Уметь за себя постоять

Беларусь — миролюбивая страна. Не рассматривает ни одно из государств в качестве противника. Осуждает любой военный конфликт. Придерживается принципа мирного урегулирования споров. Такова суть принятой в нашей стране военной доктрины. В то же время мы готовы, а главное — можем отстаивать свои национальные интересы. Президент на базе опытно‑испытательного участка научно‑производственного общества с ограниченной ответственностью «ОКБ ТСП» в Мачулищах сегодня знакомился с перспективными разработками предприятий Госкомвоенпрома. Тон беседе Александр Лукашенко задал уже по пути от вертолета:

— Хорошо было бы, если бы все государства взяли и отменили войны. Но пока еще никто не отменяет войны, несмотря на эпидемии, пандемии, истерии. Войну никто не отменял. И, к сожалению, к ней приходится готовиться в мирное время. Никуда не денешься. Если не будешь готовиться, не дай бог, конечно, сейчас, то будешь пожинать горькие плоды потом.


Достойный ответ

В так называемом «клубе ракетных стран» — всего около десятка государств. Да, разработка соответствующего вооружения и в целом укрепление армии стоят немалых денег. Тем не менее боеспособность Вооруженных Сил остается одним из первостепенных вопросов. Александр Лукашенко убежден: на обороне экономить нельзя.

— Наша стратегическая задача в сфере обороны, если вдруг (в случае военной агрессии со стороны. — Прим. ред.), нанести неприемлемый урон противнику. И мы это должны демонстрировать сейчас, чтобы те, кто, не дай бог, вздумает с нами воевать, понимали, что мы можем ответить достойно. Самый лучший ответ с точки зрения вооружений на сегодняшний день — это ракеты, высокоточное оружие, — заявил Президент.


Александр Лукашенко в очередной раз подчеркнул: захватывать чужие государства мы не собираемся. Да и со стороны других стран такого «интереса» к нам нет:

— Поэтому межконтинентальные баллистические ракеты с ядерным оружием нам нет смысла разрабатывать. Мы и не можем этого делать. Мы должны ориентироваться на то, что возможно. Поэтому мы создаем соответствующие ракетные производства.

Со счетов, конечно, не стоит сбрасывать и традиционное вооружение — стрелковое оружие, бронетанковую технику, средства противовоздушной обороны. Но больше Президента интересовало, как выполняется Государственная программа развития ракетного производства на 2017 — 2020 годы и какие в связи с этим есть проблемные вопросы.


Так звучит «Полонез»

В последние несколько лет отрасль ракетостроения в нашей стране неизменно ассоциируется с реактивной системой залпового огня «Полонез». Впервые это нежное по названию, но грозное по сути оружие представили широкой публике в 2015 году. С тех пор комплекс постоянно совершенствуется. Причем весьма приличными темпами, что подтвердил журналистам председатель Государственного военно-промышленного комитета Роман Головченко:

— Дальность применения «Полонез-М» увеличена с 200 до 300 километров. Продолжается создание новых типов боеприпасов к этой системе. Об этом тоже подробно докладывалось Президенту. Работы очень сложные. Это фактически уже космические или аэрокосмические технологии.

Огневая мощь данного ракетного комплекса действительно впечатляет. Одна боевая машина залпом накрывает площадь (только вдумайтесь!) до 400 квадратных километров. Есть ли предел совершенству? Директор РПУП «Завод точной электромеханики» Юрий Черный в интервью «СБ. Беларусь сегодня» разъяснил, что модернизационный потенциал «Полонеза» рассчитан на 10 — 20 лет:

— Аналогичными комплексами обладают считаные государства — Россия, Китай, США и Израиль. Мы уже осуществляем поставки за рубеж. Причем отзывы о белорусских комплексах в сравнении с зарубежными аналогами самые высокие.

Предприятие нынче ведет работу и по локализации основного элемента к данному комплексу — ракет двух типов с дальностью поражения от 50 до 200 километров и от 120 до 300 километров. Сроки по созданию последней, увы, пока не выдерживаются. Разработчики тем не менее уверяют: первый опытный образец должен появиться уже в сентябре. 


— Нам нужна своя ракета, — настаивает Глава государства. — Мы не можем создавать оружие, по которому будем зависеть от других стран. Никто нам это оружие просто так не даст. Нам еще повезло договориться с китайцами, им надо покланяться за это. Но дальше зависимости этой быть не должно.

Еще один важный этап — испытания. 

— Где вы ее будете испытывать? — интересуется Александр Лукашенко.

— На данный момент есть несколько возможных вариантов. Мы выезжали на рекогносцировку. Но из-за коронавирусных мероприятий эти страны не принимают, идет рабочая переписка, — поясняет Юрий Черный.

С точки зрения логистики, добавляет Роман Головченко, оптимально было бы испытать ракету на одном из российских полигонов. Только вот наши соседи сотрудничать в этом вопросе не спешат. 

— Не надо перед россиянами становиться на колени, — уверен Президент. — Это сигнал, если наш ближайший союзник мало того что не согласился с нами ракету сделать, полигон не предоставляет! Слушайте, это вопрос!

Зенитный ракетный комплекс «Бук-МБ2К».

В бой идут роботы

Противотанковый ракетный комплекс «Шершень», гранатометный «Сапфир», разработанный в Беларуси ЗРК «Бук-МБ2К», который еще называют «Цитаделью», модернизированная в нашей стране реактивная система залпового огня «Ураган-М», которая уже даже успела успешно пройти стрельбовые испытания, — о каждом вооружении Глава государства расспрашивал подробно. А на первой зенитной управляемой ракете отечественного производства, предназначенной как раз таки для «Цитадели» (ее пуск состоялся 19 февраля этого года), даже расписался.

Успешные летные испытания опытного образца первой отечественной зенитной управляемой ракеты состоялись в феврале. 
фото Алексея Столярова.

— Хотелось бы на твоем «Полонезе» трехсотом расписаться, — заметил после этого Александр Лукашенко.

— Распишетесь! — твердо заверили Президента.

…На память о посещении опытно-испытательного участка НПООО «ОКБ ТСП» Александру Лукашенко вручили модель того самого отечественного «Бука».

— Самое главное — не останавливаться. Если уже пошел — иди, — сказал в ответ Президент, напомнив, что и деньги при этом все же нужно считать.


С новинками более подробно позже смогли ознакомиться и журналисты.

— Зарубежных аналогов многим из них мы не видели, — с гордостью говорит руководитель ООО «БСВТ — новые технологии» Филипп Баранов. — Вот, например, реактивная система залпового огня «Флейта», созданная в прошлом году на базе легкобронированного автомобиля. Благодаря современной системе автоматизации время развертывания на местности занимает не более 1 минуты, а подготовка к стрельбе — около 30 секунд. Применение подобных систем на дистанционно управляемых роботизированных комплексах позволяет сохранить личный состав, поскольку управление огневым средством обеспечивается на дальности более 10 километров.

Акцент в современных военных конфликтах все больше смещается в сторону противостояния искусственного интеллекта, что продиктовано необходимостью сохранения человеческих жизней. И белорусские специалисты держат руку на пульсе.

— Одна из основных тем сейчас — борьба с малоразмерными беспилотными летательными аппаратами, — продолжает рассказ Филипп Баранов. — Для противодействия им нами создан роботизированный огневой комплекс «Берсерк». Он имеет на вооружении спаренный четырехствольный авиационный пулемет и способен поражать беспилотники, движущиеся со скоростью до 300 километров в час на дальности до одного километра. В этом году завершаем испытания новых образцов с дальнейшей их поставкой в войска.

Кроме того, на предприятии освоили ремонт и модернизацию авиационных управляемых ракет, оснастив их лазерными и тепловизионными головками самонаведения.

Роботизированный огневой комплекс «Берсерк».

Рынки сбыта по всему миру

По словам Романа Головченко, помимо тех направлений, которые включены в госпрограмму ракетного производства, развивается целый спектр смежных сегментов, которые так или иначе связаны с ракетным вооружением:

— Большинство из выставленных здесь машин были впервые показаны на параде в честь 75-летия Победы. Здесь мы подробно докладывали Президенту об их технических характеристиках. Мы рады такому вниманию к нашим работам со стороны руководства страны.

На вопрос, окупаются ли затраты, Роман Головченко с улыбкой ответил:

— Не буду раскрывать секреты. Но это не те деньги, о которых, может, кто-то говорит или пишет. В масштабах не только национальной экономики, но даже нашего оборонного сектора очень разумные деньги, которые к тому же уже многократно окупились за счет реализации экспортных контрактов. Рынки сбыта у нас по всему миру. Основной регион — Ближний Восток, Африка, Юго-Восточная Азия.

Глава Госкомвоенпрома отметил, что за два года наша оборонная промышленность сделала достаточно большой скачок:

— Мы перешли от моделей к реально действующим образцам, которые проходят испытания. Сейчас самое главное — определиться с вектором дальнейшего развития. Я полагаю, в ближайшее время мы должны заняться сложными и дорогостоящими вещами: взрывчатыми веществами, боевыми частями, топливно-энергетическими материалами. В следующей пятилетке над этим будем работать более плотно. Железо есть, электроника есть, дело теперь за энергоемкими материалами военного назначения.

deu@sb.by

konon@sb.by

Фото БЕЛТА.

Так куется щит

Многие самые современные разработки отечественного военпрома можно было в этом году воочию увидеть на минском параде в ознаменование 75-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

РСЗО «Ураган» нашим военным известна еще с советских времен. Белорусы ее модернизировали: заменили шасси, сделали более экономичным двигатель, изменили в лучшую сторону ходовые характеристики — и вышла абсолютно новая машина, у которой Президент остановился отдельно. 

— Время перевода модернизированной боевой машины из походного положения в боевое составляет 3 минуты, а заряжания — 15 минут. На смену огневой позиции после залпа без учета времени перемещения расчет затратит всего лишь 1,5 минуты. Все это говорит о ее высокой мобильности, — объясняют нам в Госкомвоенпроме. 

РСЗО «Полонез» — гордость отечественного военпрома.
фото Павла Чуйко.

Среди новинок специалисты выделяют и наш, отечественный зенитный ракетный комплекс «Бук-МБ2К», который по своим разведывательным, огневым и маневренным возможностям не уступает современным аналогичным ЗРК. А по соотношению цена — боевые свойства он и вовсе является весьма привлекательным для целого ряда стран, не являющихся производителями вооружений такого класса.

Разумеется, создание собственных систем современных вооружений, модернизация имеющихся — дело не одного дня. Эту задачу Александр Лукашенко системно актуализирует. В частности, на этом акцент делался еще в 2007 году при посещении Президентом Государственного военно-промышленного комитета с целью ознакомления с ходом модернизации систем ПВО. Тогда Глава государства подчеркнул:

— Обороноспособность страны является наиважнейшим стратегическим элементом — это аксиома.

Тогда же речь зашла и о ЗРК «Бук». К тому времени наши специалисты уже сумели его доработать до более мощной системы. Александр Лукашенко отмечал важность не только военной, но и экономической составляющей задачи:

— Если мы научимся успешно модернизировать эти ЗРК, мы сможем оказывать услуги многим странам мира, которые традиционно использовали советское оружие.

Важный акцент. Обновленный «Бук» стал результатом практически трехлетней работы. Поручение о движении в этом направлении было дано Главой государства еще в 2004-м. А ознакомившись с промежуточным результатом, Александр Лукашенко настоятельно наказал не останавливаться на достигнутом. Специалисты приняли это распоряжение как руководство к действию, что и привело сегодня к созданию фактически нашей, белорусской машины «Бук-МБ2К».

А вот проект «Полонез», реализуемый по поручению Президента, развивался в тиши. И это объяснимо. Здесь уже дело абсолютно новое, и реклама на начальном этапе была излишней. Поэтому мощная техника на параде Победы в 2015 году произвела настоящий фурор. Далее были испытания с боевой стрельбой в Китае. И успех. На расстоянии в 200 километров «Полонез» поразил цель с ювелирной точностью...

Детально с этим комплексом Александр Лукашенко ознакомился в ноябре 2015-го при посещении завода точной электромеханики в Дзержинском районе. Уже тогда здесь собирали ракеты для систем. Правда, не полностью из белорусских компонентов. Сегодня уровень локализации изделий значительно выше. И опять же, казалось, для своего класса получилась совершенная система. Однако и совершенству, как известно, нет предела. Отсюда и новый этап — выходим на дальность, без преувеличения, снайперской стрельбы до 300 километров… А тогда под Дзержинском Президент, подчеркивая важность задачи, сказал такие слова:

— У нас сегодня, завтра тоже, исключительно оборонная стратегия. Суть ее состоит в том, чтобы противник задумался, прежде чем вести против нас войну или же создавать какой-то конфликт. Суть состоит в том, что мы должны нанести ему неприемлемый ущерб, если он решит нас атаковать. Неприемлемый ущерб — вот главное… Это («Полонез». — Прим. ред.) уже оружие суперсовременное. Это оружие новейшего поколения. Вот в чем состояла задача, которую я ставил. Мы создали эту технику. Дальше должен быть новый этап. Не должны на этом останавливаться. Мы должны идти дальше в рамках международных соглашений и договоров и создавать более современную ракетную технику.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter