Уместна ли дискуссия о том, как называть лагеря смерти

26 января — накануне Международного дня памяти жертв Холокоста — нижняя палата польского парламента приняла поправки к закону Института национальной памяти. Новый законопроект запрещает выражение «польские лагеря смерти» — имеются в виду нацистские концлагеря (Освенцим, Майданек, Треблинка и другие), которые находились во время Второй мировой войны на территории Польши. Кроме того, за слова о причастности поляков к Холокосту предусматривается жесткое наказание: до 3 лет тюрьмы. Положения этого законопроекта вызвали бурную реакцию вплоть до международного скандала. Очень жестко на последние новости из Варшавы отреагировал Израиль, призвав не делать попыток отрицать Холокост. Неоднозначно оценивает законопроект и общественность — в Польше велась долгая дискуссия о том, стоит ли криминализировать подобные слова. В итоге Институт национальной памяти вынужден был объясняться, что, мол, законопроект не касается научной, исследовательской деятельности и направлен против тех, кто сознательно подает фальшивые и неправильные факты...

27 января. В траурных мероприятиях в бывшем концентрационном лагере Аушвиц-Биркенау приняли участие нынешний премьер Польши Матеуш Моравецкий, бывший премьер Беата Шидло и один из руководителей канцелярии президента Войцех Колярский.

На самом деле эта дискуссия идет в Польше уже много лет, и она касается довольно чувствительной для поляков темы. Многие на Западе используют выражение «польские лагеря смерти» в географическом смысле, и поляков это оскорбляет. Ведь подобные лагеря были и в Австрии, и в Чехии, и в Беларуси, и в самой Германии, и создавали их нацисты. Цель закона, как мне объясняли историки, — бороться против совместного упоминания поляков и нацистов. Может быть, говорят они, и были единичные случаи, когда поляки выдавали евреев, но Польша была под оккупацией. Холокост придумали нацисты. В Польше никогда не было коллаборационистского правительства.

В разговоре со мной польские журналисты признавали, что существует еще много стереотипов насчет «польского антисемитизма», и в этом ряду выделяются два резонансных факта. Самый крупный послевоенный погром в 1946 году против еврейского населения в польском городе Кельце воспринимался как доказательство польского антисемитизма. Хотя его зачинщики были наказаны вплоть до расстрела, этот стереотип жив до сих пор.

Очередной скандал разразился в 2000–х, когда писатель Ян Гросс написал книгу «Соседи» — о том, как в 1941 году немцы согнали евреев в сарай в Едвабне, а местные жители поджигали его... Виновные были впоследствии тоже наказаны, но автор утверждал, что этого могло бы не случиться, если б не «польский антисемитизм»... Президент Квасневский возложил цветы в Едвабне и признал, что это великая боль. Многие тогда говорили, что он не должен был этого делать, так как подобный жест будет подпитывать антипольские настроения.

Что, собственно, и сбывается. Так считают сотрудники Института национальной памяти, взявшие на себя роль расследователей преступлений против польского народа. Польское общество разделилось. Одни за то, чтобы честно и откровенно говорить об истории. Другие призывают наказывать за слова о причастности поляков к Холокосту, и законопроект стал последствием этого сложного внутрипольского диалога.

Хорошим или плохим — показала жизнь. Премьер–министру Моравецкому пришлось объясняться с премьер–министром Израиля. И даже адепты законопроекта оправдываются, чтобы никто не почувствовал себя ущемленным в праве на исторические исследования, а тем более обиженным или оскорбленным.

На наш взгляд, подобные дискуссии не должны заслонять главного. А именно — этот день памяти, когда советские войска освободили концентрационный лагерь Аушвиц–Биркенау, находившийся на территории оккупированной Польши, должен не разъединять, а объединять людей. Потому что нет трагедии для всех народов Европы страшнее, чем эта. К сожалению, сегодня дискуссии на эту тему превращаются в своего рода исторический фейк, и эта тенденция пострашнее, чем эпидемия фейковых новостей...

В нашей стране свято хранят память о жертвах нацизма, и, кстати, в самое ближайшее время, в марте будет отмечаться 75–я годовщина трагедии в Хатыни. В Минске состоится большая международная конференция с участием германского фонда «Память, ответственность и будущее», а Национальный архив создал базу сожженных деревень Беларуси, в которых, как рассказал мне известный архивист Владимир Адамушко, более 9.000 наименований... Главная идея — уроки истории должны нас учить не враждовать, а искать точки соприкосновения.

romanova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter