Умение управлять

Проблемы и перспективы госрегулирования в Беларуси Для проведения реформ «сильная рука» просто необходима, убеждены многие экономисты. Но, как и в любом другом вопросе, очень важно разумно дозировать это влияние, чтобы оно из стимула не превратилось в непреодолимый чиновничий частокол.

Баланс государства и бизнеса
В экономике любой страны, считает профессор Белорусского госуниверситета Борис Паньшин, всегда тесно взаимодействуют две силы – сила власти, то есть госрегулирования, и сила производства, то есть бизнеса. Соотношение этих двух блоков всегда зависит от конкретных экономических реалий, от уровня социально-экономического развития страны. Эффективно проводить реформы может только сильное государство. Экономический хаос, каскад «цветных революций», которые охватили некоторые страны на постсоветском пространстве, – результат слабости госуправления.
Безоглядно ринуться в пучину рыночных отношений – значит резко снизить социальную защищенность населения. «Бизнесмен может купить завод, потом продать его, сдать на металлолом, оставить без работы большое количество людей. Он решает свои узкие задачи. Цель госуправления намного шире, направлена на решение социальных проблем в рамках всей страны», – поясняет Борис Паньшин.
Западный прорыночный курс «Экономикс», который был в 90-х годах взят на вооружение большинством экономистов «постсоветского пространства» и который до сих пор доминирует в программах вузов, не может считаться панацеей, считает профессор Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации Валерий Кушлин. Сильное государственное управление, по его мнению, необходимо при стратегическом реформировании экономики. «В современном глобализованном мире планирование на несколько лет вперед – просто недостаточно, необходима глубина прогноза на 30–50 лет. Без сильной роли государства реализовать такие стратегические планы просто невозможно», – убежден Валерий Кушлин.
В одной упряжке
В управлении крупными производствами Беларусь не пошла по пути России, Украины и других стран. Внутриотраслевые и межотраслевые кооперативные связи, доставшиеся в наследство от СССР, удалось не только сохранить (хотя и в измененном из-за разрыва связей с другими республиками виде), но и усовершенствовать.
Нашлось, конечно, много недовольных, которые утверждали, что «навешивание» убыточных мелких предприятий на успешные крупные производства не пойдет на пользу ни тем, ни другим. Однако создание производственных объединений на базе МАЗа, БелАЗа, «Горизонта», «Интеграла», Белорусского металлургического завода, «Гомсельмаша» хотя и несколько снизило финансовые показатели флагманов республиканской экономики, зато позволило сохранить большое количество рабочих мест, особенно в малых городах.
«Беларусь пошла правильным путем. Она сохранила свой социально-экономический потенциал. В конце 80-х годов в промышленность республики были сделаны значительные капиталовложения. И хорошо, что их не разбазарили, не погнались за пятым, шестым технологическим укладом», – говорит доктор экономических наук, профессор Национальной академии государственного управления при президенте Украины Владимир Бодров. Но нельзя почивать на лаврах, отмечает он. Сегодня на повестке дня стоят вопросы инновационного развития, а значит, придется пересмотреть и подходы к государственному регулированию белорусской экономики. Руководству республики – правда, без лишней спешки – стоит приватизировать ряд госпредприятий. При этом необходимо ускоренно создавать инфраструктуру для развития малых инновационных, «венчурных» фирм.
Надежно, как в банке
Стабильная работа банковской системы – один из фундаментальных столпов экономической модели Республики Беларусь. В отличие от России, где Центробанк регулярно отзывает лицензии действующих банков, здесь такие случаи крайне редки. Многие специалисты объясняют это доминированием на рынке четырех полностью государственных банков, а также четкой позицией Нацбанка, внимательно отслеживающего стабильность работы банковской системы.
Тем не менее такое жесткое госрегулирование ничуть не отпугивает зарубежных инвесторов. Из 28 коммерческих банков Беларуси 24 – с участием иностранного капитала, прежде всего российского. Пока это участие ограничено восьмипроцентным «потолком», но вскоре эти жесткие рамки, скорее всего, окажутся смягчены.
«Только за счет наших внутренних сбережений невозможно обеспечить экономический рост Беларуси, необходимо привлекать источники извне», – заявил «СВ» первый заместитель председателя правления Нацбанка Павел Каллаур. До 2010 года, по его словам, продажа даже части акций крупнейших белорусских госбанков не планируется, а вот дальше такие шаги не исключены. Что ж, поживем – увидим.
Большое дело малых инноваций
К 2011 году, как ожидают в правительстве республики, доля занятых в малом и среднем бизнесе составит 23–24 процента экономически активного населения, примерно в полтора раза выше нынешнего уровня. Основную массу новых рабочих мест предполагается создать в населенных пунктах с числом жителей до 50 тысяч человек. Для этого создаются соответствующие законодательные стимулы.
«Неправильно противопоставлять госрегулирование и развитие частного бизнеса, – отмечает заместитель министра экономики Владимир Найдунов. – Если государство поставило целью развивать предпринимательство, значит, оно будет работать и в интересах представителей этого сектора экономики».
Необходимо совершенствовать и систему оборота земель, недвижимости, развивать ипотеку, говорит профессор Академии управления при Президенте Беларуси Сергей Пелих. Это расширит кредитование предпринимателей, станет в целом важным стимулом для успешного функционирования белорусской модели в новых экономических условиях.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter