Белорусские машиностроители готовы обеспечить техникой российские аэропорты

Улётная полоса

Из-за санкций зарубежные производители машин и оборудования для аэропортов отказываются поставлять и обслуживать свою продукцию. Ее Россия закупала в массовом количестве наряду с приобретением лайнеров. Стало очевидным, что в такой стратегической отрасли, как воздушный транспорт, лучше рассчитывать только на себя.

Рекорд России по трек-пулу — самолет весом 65 тонн. Белорусский тяжеловоз легко буксирует самолет массой до 600 тонн.

Как отметил в Минске на семинаре технический директор ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации (РФ) Юрий Синько, сейчас в России мало производится наземной техники для обслуживания пассажиров и воздушных судов. Соответственно, актуальны поставки аналогичной продукции из Беларуси.

Кажется, что может предложить эта относительно небольшая страна аэропортам России? На удивление много. Знаменитый могучими карьерными самосвалами БЕЛАЗ, оказывается, уже много лет выпускает тяжеловозы для буксировки самолетов. Первая модель могла тащить машину массой до 100 тонн. Она запомнилась тем, что доставила на стартовую площадку советский космический челнок «Буран». А новейшая разработка машиностроителей из белорусского Жодино способна перемещать по аэродрому уже самые большие в мире крылатые машины массой до 600 тонн, такие, например, как Ан-124 «Руслан» с полной загрузкой. Тягач получился интересный: приземистый, с кабинами впереди и сзади, способный двигаться и перемещать самолет вперед и назад. Этакий «тяни-толкай» на огромных колесах.

Футуристично выглядит и перронный автобус второго поколения Минского автозавода, предназначенный для доставки пассажиров от аэровокзала к самолету и обратно. В свое время предприятие первым на постсоветском пространстве начало осваивать эту нишу. Новый МАЗ-271 имеет широкий — три метра — кузов, по три двери с каждого борта, рассчитан на 112 пассажиров. Для их удобства при посадке может приседать на несколько сантиметров. Вместо боковых зеркал заднего вида стоят кинокамеры, изображение с которых выводится на дисплеи в кабине водителя. Двигатель расположен спереди, а привод, как у других перронных автобусов, — на передние колеса. Белорусские «перронники» можно встретить не только в Национальном аэропорту Минск, но и на некоторых российских аэровокзалах.

— Российские аэропорты, таких десятки, закупают и используют белорусскую технику, — прокомментировал ситуацию Юрий Синько. — В основном это аэропорты севера и средней полосы России. В условиях санкций интерес к ней растет.

Как пояснил корреспонденту «СОЮЗа» коммерческий директор ЗАО «БелСТАТС» Константин Троянов, эта белорусская компания выпускает широкую линейку техники: авиационные топливозаправщики, противообледенительные машины, амбулифты для людей с ограниченными возможностями, кейтеринг-машины для доставки на борт питания для пассажиров и экипажей, пассажирские трапы, аэродромно-уборочные машины. Многое из этого буквально десятилетиями успешно работает, ни в чем не уступая импортным аналогам. И даже превосходя их, поскольку отечественная техника лучше учитывает природные и другие особенности российского Севера или Сибири.

Так, техника с маркой этого предприятия уже без малого 10 лет очищает в иркутском аэропорту взлетную полосу длиной три с половиной километра от снега и мусора. На каждой — специальный плуг, щетка и вентилятор. В итоге весь процесс занимает несколько минут, чтобы не препятствовать взлетам и посадкам самолетов. Такие же машины белорусского производства работают в аэропортах Красноярска, Хабаровска, Владивостока. На сайте предприятия читаем отзывы. «В 2014 году были приобретены две аэродромные уборочные машины БС-4000ПБА-2Р. По надежности и качеству уборки они соответствуют предъявляемым требованиям. Надеемся на дальнейшее взаимовыгодное сотрудничество» — такую оценку дал в свое время представитель аэропорта «Ямбургский» — филиала ООО «Авиапредприятие «Газпром авиа» В. А. Кощеев. Аналогичный отзыв пришел и из международного аэропорта Сочи на надежную работу аэродромной уборочной техники. Стоит ли удивляться, что на предприятие поступают новые заказы.

— Россия для нас — главный рынок. Сейчас работаем над топливозаправщиками грузоподъемностью от 5 до 60 тонн, — уточняет Константин Троянов. А также над мощными современными отечественными диайсерами и источниками аэродромного питания. Это полностью белорусско-российская техника: мы являемся разработчиками, используем комплектующие агрегаты и узлы, в том числе Минского, Камского, Уральского автозаводов. Несколько лет заказов из-за пандемии коронавируса было меньше, но сейчас рынок восстанавливается.

К СЛОВУ

Сегодня в России действует около 220 гражданских аэропортов и аэродромов, нуждающихся в специальной технике.

sob@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter