Улыбнитесь, гости на пороге

Какие изменения назрели в подготовке кадров в сфере туризма

«Ю а велком» или «Добро пожаловать» — обычно такими словами встречают нас в гостиницах во всем мире. За много лет, в течение которых в нашей стране активно развивался выездной туризм, мы это четко усвоили. Как усвоили и то, что любая качественная услуга в туризме оказывается с улыбкой. Хорошо знают это и те, кто принимает въезжающего в страну туриста. Но, увы, случается, это золотое правило нарушается. А ведь чудесное впечатление, например, о гостининичном комплексе может быть разрушено в один момент после небрежной фразы официантки: «Вас много, а я одна!» Кстати, зачастую качеством работы именно специалистов среднего звена определяется уровень работы всей отрасли. Об изменениях, которые назрели в подготовке кадров в сфере туризма, «Р» рассказал первый проректор Республиканского института профессионального образования кандидат педагогических наук, доцент Эдуард КАЛИЦКИЙ:

— Три года назад мы включились в международную программу TEMPUS, благодаря чему провели переподготовку преподавателей шести колледжей, готовящих кадры по специальности «туризм и гостеприимство». Они прошли стажировку на лучших действующих международных объектах в Чехии, Германии, Словакии. Впоследствии мы планируем распространить их опыт на другие учебные учреждения.

Проведя большую аналитическую работу, мы выявили, что работодатель недоволен только одним: недостаточным уровнем мотивации специалиста на дальнейшее развитие и совершенствование. Это, кстати, очень важный момент в современной педагогике, обозначенный возвратной частицей «ся». Самостоятельный аспект в подготовке немаловажен. Научить этому студента — наша задача.

— Эдуард Мечиславович, как вы оцениваете уровень наших учебных заведений системы ССО И ПТО, готовящих кадры для туризма?

— Пришло время пересмотреть квалификационные требования к выпускнику, а отсюда — содержание учебных планов и программ. Появился целый ряд новых дисциплин. Подготовлено 28 различных учебных пособий для студентов, в числе которых новая методика преподавания иностранных языков, психология делового общения и другие. Для педагогов готовится пособие «Организация дополнительного образования в туризме (краеведение, музееведение, спортивный туризм)».

Сегодня важно менять не столько содержание учебных дисциплин, сколько методы преподавания. Лекции, конечно, хорошо, но интересна ли такая форма работы студенту да и самому педагогу? Ведь лекция лишь информирует. Сейчас актуален компетентностный подход. Это значит, что человек должен обладать конкретными навыками, условно говоря, уметь застилать постель. И по окончании учебы сертифицируется именно этот модуль.

Мы планируем динамично внедрять интерактивные технологии в учебном процессе. Например, «кейс стади», когда ребятам предлагается реальная жизненная ситуация, с которой они могут столкнуться по работе, и дается один из вариантов решения. Студентам рекомендуется самим найти свой лучший ответ. Они имеют возможность не только положить эти знания в «копилку памяти», но и апробировать свой творческий подход. А творчество, как известно, мотивирует. Ребята учатся работать как самостоятельно, так и в коллективе. А это немаловажно, ведь туризм — командная работа.

— Сегодня есть новые туристические отрасли, которые активно развиваются. В частности, агро- и экотуризм. Кто работает в этой сфере?

— Мы планируем ввести новые специальности, чтобы повысить уровень качества услуг в этой отрасли. Но есть вопрос, что это будет за форма подготовки. Скажем, агротуризм, как правило, — дело семейное, и ожидать, что вся семья приедет к нам в группу на трехгодичное обучение, не приходится. Возможно, нужно задействовать популярные сегодня дистанционные формы обучения.

И все же будущее подготовки специалистов этой сферы, я убежден, в другом. Эффективным методом могло бы стать признание квалификаций, полученных неформальным путем. Для этого, составив портфолио, такой специалист мог бы приехать в комиссию по выдаче сертификатов, которая даст заключение о наличии соответствующей компетенции. Не исключено, что имеющейся подготовки будет недостаточно и, возможно, для получения сертификата потребуется освоить дополнительную компетенцию, например, английский язык. Этим путем сегодня идет весь мир. Более того, система экстерната не нова, ею пользовались еще в дореволюционное время. Чтобы компетентностный подход заработал, необходимы изменения в Кодексе об образовании. Мы над этим работаем.

— До чемпионата мира по хоккею — считаные недели. Готова ли к нему, по вашему мнению, туристическая отрасль страны?

— Думаю, во время чемпионата туристическая отрасль сработает достойно. Ситуация в туризме должна качественно улучшиться. В том числе и за счет введения с сентября этого года магистерской подготовки педагогических работников и преподавателей для учреждений среднего специального образования, которая будет осуществляться на базе Белорусского экономического университета, ВГУ, ГрГУ, ГГУ и БрГУ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter