Дневник проводницы

Улыбнитесь ей в ответ

Дневник проводницы. Ирина Кудрина. 19 лет, студентка третьего курса Белорусского государственного университета транспорта

Дневник проводницы. Ирина Кудрина. 19 лет, студентка третьего курса Белорусского государственного университета транспорта

«Однажды я шла за хлебом, случайно села в поезд – и стала проводницей». Примерно так люди любят начинать свои рассказы о том, как они занялись каким-нибудь делом. Но у меня все по-другому. Полгода бегала на лекции, сдавала экзамены. Теперь у меня есть свидетельство проводника пассажирского вагона 5-го разряда, и я самый настоящий профессионал.

Перед выходом из дома надеваю форменную блузку, темно-синюю юбку, туфли с закрытым носом, бейджик и отправляюсь на работу. К 14:00 приезжаю в вагонный участок и первым делом слушаю внеплановый инструктаж. Это интереснее, чем может показаться. Нам рассказывают о том, что недавно случилось на железной дороге, какие новые правила ввели. Например, где-то пассажиров высадили не на той станции, и проводников лишили премии. Все очень строго. Чуть что – сразу штраф.

Нюансов много. Недавно нам объявили, что ногти у проводницы не должны быть длиннее 5 миллиметров. Представляете, как огорчились девочки с наращенными ногтями? Запрещено красить волосы в неестественные цвета, носить длинные сережки и кольца (кроме обручальных).

Перед тем как начать самостоятельно ездить, нужно было выдержать дублерские смены, когда только наблюдаешь за опытным проводником, и стажерские, когда уже наставник смотрит, как ты справляешься.

А делать надо вот что. Сначала идет приемка вагона. Сверяешь по накладным все, что есть: чай, кофе, печенье, подушки, одеяла, ведра, градусники… Если чего-то не хватает, составляешь акт. Пассажир прихватил что-то, так сказать, на память, а проводники за это платят. У меня пропали два полотенца и наперник (который надевается под наволочку). Ну кому мог понадобиться этот несчастный кусочек ткани, который стоит тысяч 15?! Если унесут одеяла или целые комплекты постельного белья, за это придется выложить 250 – 300 тысяч из своего кармана. И  это при зарплате примерно 3–4 миллиона. Считайте...

Опускаем  полки, наводим порядок. За полчаса до отправления начинается посадка – проверяем билеты.

Поезд тронулся – собираю у пассажиров билеты, предлагаю постельные принадлежности. Потом заполняю «лушку» – бланк с подробной информацией о маршруте. 

Кипятильник (титан) – это хитрая вещь. Сначала его нужно растопить дровами, потом подбросить брикеты торфа. Не у всех это получается с первого раза, но не зря же я у бабушки в деревне печь топила.

Только когда поезд тронется, заработают генераторы и подключится электричество. Кипяток в поезде, кстати, не заканчивается.

Сегодня снова со мной попытались познакомиться. Не было еще такого рейса, чтобы кто-нибудь не подошел: «Девушка, вы такая молодая, как вам работается? А можно ваш телефончик?» Мой парень ревнует.

Вчера ездили в Брест. Обычно я работаю на маршруте Гомель – Гродно, но иногда нас перебрасывают на другие направления.

Останавливаемся на станции Янов-Полесский. Иду высаживать людей, открываю замки… А они не поддаются. Вы, кстати, знаете, что каждая дверь в поезде имеет три замка (трехгранку, секретку и специалку)? Рабочая сторона тамбура запирается на первые два из них.

После нескольких безуспешных попыток решаю высаживать пассажиров через соседний вагон. Сама выхожу за ними и лечу к своему вагону, а там уже в дверь барабанят новенькие. Почти все спокойно соглашаются зайти через другой вагон, и только одна тетушка возмущается: «Почему я должна идти в другой вагон, если у меня в билете этот?» Зайти-то она зашла, только потом еще с полчаса скандалила со мной и начальником поезда. И не объяснишь же, что это не моя вина...

Когда прибываем на конечную станцию, вагон нужно убрать. Никогда не думала, что его так чистят. Помыть необходимо все: полки, полы, ящики, в туалете – даже потолок со стенами. Я человек небрезгливый, поэтому мне нормально. Неженки в проводники не идут.

Делать уборку можно только в спецодежде: в перчатках и халате. Такие средства индивидуальной защиты не всем по душе. Если постоянным сотрудникам все шьют по размеру, то нам на лето выдают то, что есть на складе. Халаты все длинные, как на баскетболиста. А я при росте 160 сантиметров не очень-то на него похожу, как и мои подружки.

Ехать долго. И спать нам тоже надо. Когда три проводника работают в двух вагонах, мы сменяем друг друга. Сначала я посплю 4 часика в одном вагоне, потом поработаю во втором, вернусь в первый и тоже поработаю. На конечной станции, когда все убрано, тоже можно вздремнуть.

А вообще, мы же студенты.  К ночным недосыпам нам не привыкать!

Опытные проводники говорят, что редко бывают дома, долго не видятся с детьми, поэтому возникают проблемы с их воспитанием. Стану ли в будущем проводником? К чему загадывать? Сначала окончу вуз и пойду работать по распределению. Рада, что получила эту профессию. Она мне нравится, я люблю общаться. И люблю, когда люди улыбаются мне в ответ.

Записала Елена ТАЛАЛАЕВА, «ЗН»,
фото Станислава ГАЛКОВСКОГО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter