Франциск Скорина стал мемом интернета

Улыбнись, Франциск!

«Ну прям неловко ничего не дать в своей ленте про Скорину. Все френды поставили, а ты нет», — сетует пользователь Фейсбука в дни празднования 500–летия белорусского книгопечатания.


Конечно, и он разместил портрет первопечатника с волшебной цифрой 500.

Помните, как проклинали книголюбы интернет — врага, подбирающегося к книжной цитадели, чтобы разрушить ее пустословием?

А сейчас в социальных сетях поздравляют друг друга с днем, когда Скорина напечатал первую белорусскую книгу. «Рэспект гэтаму дзеячу!», «Са святам! 500 — сур’ёзная лiчба!», «Са святам, суайчыннiкi!» — писали на своих страничках юзеры, даже не любящие официоз. В блоге одного банка утверждается: «Францыска можна назваць маркетолагам сотага ўзроўню». В другом блоге: «Сегодня Скорина издавал бы Библию через краудфандинг». Скориновед Алесь Суша с гордостью сообщал, что число участников группы в Фейсбуке «Францыск Скарына i 500–годдзе беларускага кнiгадрукавання» перевалило за тысячу... Да, новые технологии — не добро и не зло, это инструменты, которые можно использовать и во имя добра, и во имя зла. Как и книжный станок.

Франциск Скорина, живи в наше время, был бы самым продвинутым пользователем. Возможно, имел бы свой портал. Цифровые технологии освоил бы первым. Ведь то, что он делал, тоже было небывалым прорывом, печатная книга казалась чем–то мистическим, еретическим... Кое–где и сжигали книги Скорины — почему не от руки переписано? Бесовщина какая–то!

Кстати, молодые дизайнеры, недавно разработавшие шрифт Skaryna 2017, как раз и представляли, как мыслил бы сам Скорина в эпоху цифровых технологий. Шрифт можно скачать в сети бесплатно и набирать тексты, представляя себя в 1517 году. В сети можно посмотреть и видеоролик Белорусского телеграфного агентства: забавная анимация об истории белорусской книги длиной 500 секунд. И Скорина там есть. И даже с кружкой «пенного напитка» мелькнул. Есть он отныне и на памятных монетах Национального банка «Шлях Скарыны», и на стене Гомельского университета, в граффити художника Дмитрия Козлюка. Как же это здорово, что великий полочанин становится архетипом, узнаваемым на всех уровнях! С ним рисуют забавные картинки, как с Джокондой или Шекспиром. Носят майки с его готичненьким изображением в виде Чумного Доктора... «Только представьте: если бы Франциск Скорина выбросил пластиковый пакет, он бы до сих не разложился» — из статьи на экологическую тематику. И мы сразу представляем.

Помню, как понравилось всем, когда в Вязынке на юбилее Янки Купалы в воздух выпустили связки шаров с тегом «Люблю Купалу». 6 августа тоже полетели в воздух шары, запущенные книговедами, в честь первой белорусской книги...

Когда–то на сцене шла комедия Максима Климковича и Мирослава Адамчика «Вiта Брэвiс, альбо Нагавiцы святога Георгiя», где молодой Скорина показан героем в духе «Декамерона»... Не нужно бояться непосредственности творческих людей. Нужно бояться официоза, отписок, мероприятий для галочки, которые напрочь убивают интерес к будто бы чествуемому объекту. Случалось мне видеть школьные музеи, образцово–показательные, которые всегда закрыты на ключ, а открываются только для важных комиссий. Мне больше нравятся те, где всегда суетятся школьники. Пускай натопчут, задурят голову, что–то оформят не так. Зато музей станет их делом!

Первая неделя августа — это не только полтысячи лет нашему книгоизданию, но и сто лет Янке Брылю и газете «Звязда», а также юбилеи здравствующих культуролога Адама Мальдиса и режиссера Николая Пинигина, ушедших из жизни историка Виталия Скалабана и художника Николая Селещука... Впереди — круглые даты народных поэтов Пимена Панченко и Якуба Коласа... Информационных поводов будет более чем достаточно. Как их обыграют? Для души или для отчета? Кстати, в канун 500–летия белорусской книги молодые дизайнеры собирали на краудфандинговой площадке средства на выпуск блокнотов с необычными изображениями классиков. Франциск Скорина там — за принтером, а Якуб Колас — на велосипеде, с цитатой «Добра быць у дарозе, якую сам сабе выбiраеш».

Хорошо быть на празднике, который сам для себя выбираешь. Где всем искренне интересен повод торжества. Где каждый причастен. Как утверждал голландский философ Йохан Хейзинга, человечество — вид играющий. Герой Олега Янковского в фильме «Тот самый Мюнхгаузен» по сценарию Григория Горина тоже произнес интересную фразу: «Я понял, в чем ваша беда: вы слишком серьезны. Умное лицо — это еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь!»

Мне кажется, Франциск Скорина, несмотря ни на что, был улыбчивым человеком.

rubleuskaja@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter