Елена Гагарина более 18 лет возглавляет Музеи Кремля.
— Елена Юрьевна, тема «Петр — коллекционер», прямо скажем, несколько неожиданна...
— Свою коллекцию Петр начал собирать уже будучи царем. На выставке представлены привезенные из Китая ковры и шпалеры. Сибирская коллекция XVIII века относится к «черной археологии», когда стали активно раскапывать курганы I—V веков. Это так называемое золото скифов и сарматов. 12 образцов этой коллекции были подарены первой жене Петра Первого при рождении наследника.
— Петр Первый вроде бы уже весь изучен...
— Это иллюзия, что изучен. Выставка собрана из произведений, хранящихся в нашем музее, а также в зарубежных. Мы благодарны музею «Зеленые своды» из Дрездена, Музею истории Амстердама, Национальному морскому музею Гринвича, Эрмитажу, Военно‑морскому музею из Санкт‑Петербурга, Кунсткамере, музею‑усадьбе «Кусково»... Повторюсь, Петр начал собирать свои коллекции еще в Москве. Так, у него сложилось роскошное собрание китайских вещей, начиная с тканей и заканчивая механическими игрушками. В Европе Петр был потрясен увиденными сокровищами. Во время пребывания у курфюрста Саксонии Августа в Дрездене ночами рассматривал вещи в «Зеленых сводах».
— Не перестаем удивляться разнообразию увлечений императора Петра Великого.
— Как и многие государи своего века, он, например, увлеченно занимался токарным делом, гравировкой. Кстати, с этой стороны его еще никто не показывал. Отметим и тот факт, что дворцы и парковые ансамбли были заложены Петром с опорой на русскую культуру. Выставка называется так, чтобы как можно полнее показать разносторонний образ Петра Великого.
— Где побывает выставка?
— Во Владивостоке. Поступило также предложение показать ее в Тобольском кремле, который, к слову, построен пленными шведами.
— А были у Петра любимые экспонаты?
— Он очень любил оружие, даже делал его собственными руками, сам изготавливал трости, шил ботфорты...
— Что нравится лично вам?
— Китайские ткани, седла, заводные механические игрушки...
— Как думаете, кому больше всех понравится выставка?
— Всем, кто захочет ее посмотреть. Предвижу нашествие китайских туристов. В Шанхае недавно наша выставка собрала 700 тысяч посетителей.
— У вас дома есть коллекции?
— В советское время люди, работающие в музеях, не имели права коллекционировать. Я собираю коллекции для музеев.
— Когда откроется новое здание Музеев Кремля?
— В 2021—2022 годах, это Красная площадь, дом пять.
— Там же хотели строить гостиницу. Вы попросили подвинуться?
— Музеи Кремля просто крошечные. В прошлом году мы приняли два с половиной миллиона посетителей. В этом году эту цифру перешагнули в ноябре. Общая площадь кремлевских музеев — со всеми чердаками, подвалами и лестницами — всего 10 000 квадратных метров. Это очень и очень мало. На эти площади по нормативам можно принимать от силы миллион 800 тысяч посетителей ежегодно.
— Стройка идет?
— Стройка идет, деньги выделяются. Новый объект соединит Кремль, Красную площадь, Музеи Кремля, Зарядье в так называемую Золотую милю. Туда переедет и основная коллекция наших музеев. Нам есть чем гордиться. У нас одна из лучших в мире византийских коллекций. Есть коллекции, которые не выставлялись никогда: коллекция знамен, французских гобеленов, коллекция часов. Надеюсь, мы сможем хорошо представить и коллекцию Фаберже, которую сейчас смотреть в Оружейной палате довольно трудно. В новое здание перейдут также библиотека, фондохранилище и архивы.
— Что же останется в Кремле?
— Оружейная палата, где будут экспозиции, посвященные церемониям коронации и венчания на царство, и ордена.
— Музеи Кремля входят в 20‑ку самых посещаемых в мире.
— Самая высокая посещаемость — около 500 тысяч — была на выставке «Индия. Драгоценности, покорившие мир». Мы рассчитываем, что новое здание будет принимать как минимум 4,5 миллиона посетителей в год. Мы сможем показывать не только декоративно‑прикладное искусство, но и живопись, графику, инсталляции.
— С чего начинается ваше утро в Кремле?
— С шума стройки. А больше всего я люблю раннее субботнее утро, когда еще нет туристов, а на Соборной площади проходит церемония развода пеших и конных караулов Президентского полка.
Кремль расположен на высоком левом берегу Москвы‑реки, вид отсюда потрясающий. (Кстати, в строительстве Московского Кремля принимали участие и лучшие белорусские мастера. — Прим. автора).
— А вы сами когда в первый раз побывали в Кремле?
— В 60‑е годы, на елке в Георгиевском зале. Тогда здесь не было таких толп туристов. Сейчас Кремль открыт для всех, в нем масса интереснейших туристических маршрутов. Недавно начали новый проект «Цари и музы: опера при русском дворе». На открытии показали спектакль по драме Симеона Полоцкого, придворного поэта и воспитателя детей царя Алексея Михайловича. Это современная фантазия на барочную тему. Все в «Пещи огненной» — результат кропотливых исследований театральных традиций того времени. Комедию «О Навуходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех, в пещи не сожженных» Симеон Полоцкий написал для царя Алексея Михайловича. Конечно, любая реконструкция условна. Мы основной упор сделали на текст самого Симеона Полоцкого.
— Можно считать этот спектакль своеобразным вступлением к новому проекту, этой «музейной» антологии российской оперы?
— Думаю, что да. Новый музыкальный проект Музеев Московского Кремля рассчитан на четыре года, он представит все основные вехи в развитии оперного искусства в России.
— Многие белорусы считают Юрия Гагарина своим земляком. Известно, что он знал наизусть стихотворение Янки Купалы «Хлопчык i лётчык», которое и позвало его в небо. Юрий Алексеевич родился в Смоленской области, по сути на границе с Беларусью.
— Да, он родился в Гжатске, сейчас это город Гагарин. А предки его приехали в Смоленскую область из Костромской.
— Елена Юрьевна, какой белорусский музей вы бы особо выделили?
— Национальный художественный музей Беларуси, он — роскошный.
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Елена Юрьевна Гагарина родилась в Мурманской области, окончила МГУ по специальности искусствоведа. Более 20 лет проработала в Пушкинском музее. С 2001 года является генеральным директором Государственного музея‑заповедника «Московский Кремль», член Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО. После замужества Елена и ее сестра Галина оставили фамилию отца.