«Улыбающийся ангел» требует извинений

Страсти вокруг олимпийской эстафеты

Во французском супермаркете «Каррефур» пусто. Пусто в Пекине, Даляне, Куньмине, Сиане и десятке других городов, где есть магазины этой торговой сети. Это тем более удивительно, что, как правило, очереди в кассу здесь громадные, потому что китайцы обычно закупают продукты на неделю вперед. Все изменилось по инициативе молодых китайцев с активной жизненной позицией. Помните, в не такие уж далекие советские времена был в ходу такой термин? Если он и устарел в вербальном своем выражении, то в сути актуален по–прежнему. Молодые китайцы всего за один день оставили на популярном сайте более 211 тысяч посланий с призывом бойкотировать супермаркет «Каррефур», роскошный брэнд Луис Вуиттон и вообще все французские товары. Бойкот предложили начать 1 Мая — в День труда, но нетерпеливые так долго ждать не стали — демонстрации с количеством участников от одной до двух тысяч человек прокатились по тем городам, где есть супермаркеты «Каррефур». В Куньмине демонстранты вышли к торговому центру с плакатом: «Поддерживаем Олимпиаду, нет независимости Тибета, бойкотируй французские товары, бойкотируй «Каррефур».


Причиной всему — эстафета олимпийского огня. Она прошла неспокойно в Лондоне, Париже и Сан–Франциско, но китайскую молодежь возмутила больше всего ситуация в Париже, где несколько раз приходилось менять маршрут, а демонстранты пытались отнять факел у спортсменки в инвалидной коляске Цзинь Цзин. Эту фехтовальщицу из Шанхая уже прозвали «улыбающимся ангелом в инвалидной коляске», она стала национальной героиней Поднебесной. И, как теперь выясняется, не только Поднебесной.


Председатель французского сената Кристиан Понсле начал официальный визит в Китай с Шанхая — приехал к Цзинь Цзин с личным посланием президента Франции Николя Саркози. Который извинился за французов, атаковавших девушку и силой пытавшихся отнять у нее факел с олимпийским огнем, и пригласил юную фехтовальщицу снова приехать в Париж — на этот раз в качестве личной гостьи президента и «всего французского народа».


Телевизионные кадры, показывающие, как группа сторонников независимости Тибета пытается вырвать из рук инвалида факел, возмутила практически всех. Не стоит забывать, что французы, другие европейцы и американцы частенько обвиняли Китай в том, что в стране ущемляются права инвалидов. В пример всегда приводили то, как поставлена подобная работа во Франции, Британии и других «цивилизованных» странах. Спорить не стану: в Европе и США для инвалидов действительно делается очень много. А тут — такое... Удар, пощечина самим себе: к своим инвалидам относимся хорошо, а чужие нас не волнуют? Николя Саркози пришлось занять столь нелюбимую им позицию оправдывающегося: «То, что случилось в Париже, вызвало чувство горечи в Вашей стране, — написал он Цзинь Цзин. — Я хочу Вас заверить, что инциденты, вызванные небольшим количеством людей в тот печальный день, не отражают чувства людей моей страны к китайцам».


В эти дни перед Китаем и китайцами оправдывается не только президент Франции. Председатель совета директоров французской корпорации LVMH (ей принадлежит среди прочих и брэнд Луис Вуиттон), владелец контрольного пакета акций сети магазинов «Каррефур» Берне Арно заявил, что «успех Олимпиады будет важным событием как для Китая, так и всего мира». Арно яростно опроверг обвинения в том, что он финансово поддерживает Далай–ламу.


Именно тибетский вопрос и разогнанные мартовские беспорядки в Лхасе стали поводом для акций протеста вдоль маршрута эстафеты олимпийского огня. Парижане опять же оказались «впереди планеты всей»: вывесили над мэрией флаг правительства Тибета в изгнании и предложили звание почетного гражданина Далай–ламе. Сами понимаете, какую реакцию это могло вызвать у официального Пекина.


Но реакция оказалась значительно сильнее, чем ожидали. Причем даже не со стороны китайского правительства. Возмутилась молодежь. Та молодежь, которой, казалось бы, и дела никакого нет до политики. И сейчас мы наблюдаем очень интересную вещь: внешнее давление сильнее сплачивает китайцев как нацию. Патриотические настроения сильны в обществе как никогда. Когда кто–то в Интернете предложил выразить свою любовь к родной стране, на веб–страницах рядом со словом China вспыхнули тысячи, потом десятки, а потом и сотни тысяч красных сердец, которые говорили: «Я люблю Китай!» Это и трогательный жест, и сигнал вовне: нас не стоит недооценивать.


Когда американская компания Си–эн–эн, немецкое телевидение RTL и некоторые другие СМИ подтасовали кадры, рассказывая о беспорядках в Лхасе, китайцы инициативно создали сайт http://www.anticnn.com/. Не поленитесь, зайдите: там собраны свидетельства того, как известные телекомпании подтасовывали факты и картинки на экране во время демонстраций в пользу независимости Тибета. Лично я видела подобную картинку по «Евроньюс» и думаю, что это не красит коллег по журналистскому цеху. Немецкий канал сей факт официально признал и извинился. Один самодеятельный китайский певец разместил в Интернете песню «Не будь слишком Си–эн–эн», которую уже с удовольствием распевает молодежь — певец стал звездой, а к Си–эн–эн перестали относиться всерьез. Большой удар по самолюбию.


Но это все вопросы этики, которая, если начистоту, по карману практически не бьет. История с «Каррефуром» другого рода. Тут на кон поставлены большие деньги. У французской компании 112 супермаркетов в Китае — продажи падают и это весьма чувствительно. А конкуренты из США, Германии, Таиланда и Великобритании — владельцы крупных торговых сетей — радостно потирают руки: к ним приходит больше покупателей. А еще китайцы больше не хотят покупать французские машины, и Лю Вэйдуну, руководителю предприятия «Шэньлун», созданного совместно с концерном «Пежо–Ситроен», как и Берне Арно, тоже пришлось оправдываться: «Мы категорически против увязывания политики, Олимпиады и коммерции, мы за успешное проведение Олимпиады».


Создается такое впечатление, что если кто и способен заставить политиков прекратить нападки на предстоящие в августе Олимпийские игры, так это мировая бизнес–элита — люди прагматичные, жесткие, ставящие перед собой конкретные цели. Если политика мешает коммерции, то... Продолжение этой поговорки вы и сами прекрасно знаете. Игнорировать Китай — мировой производитель и огромный рынок — дело крайне неразумное. А тот же «Каррефур» во Франции — один из крупнейших налогоплательщиков и работодателей. Поэтому президент Саркози сегодня и стремится стать личным другом фехтовальщицы Цзинь Цзин. Но «улыбающийся ангел», как и вся китайская молодежь, прежде чем согласиться на такую дружбу, хочет знать: а любит ли потенциальный товарищ Китай так же сильно, как его любят китайцы?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter