23 февраля исполнится 75 лет со дня рождения Олега Янковского

Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!..

Как все-таки летит время! Олега Ивановича нет с нами уже десять лет — он умер 20 мая 2009 года. И все равно о нем невозможно говорить в прошлом времени. Не зря говорят, человек жив, пока жива память о нем. А Янковский плюс ко всему в силу своей профессии оставил на добрую память о себе столько замечательных ролей!

domkino.tv

Несомненно, эта юбилейная дата не окажется в тени. В частности, телеканалы покажут знаменитую картину Романа Балаяна “Полеты во сне и наяву”, выпуск авторской программы Сергея Соловьева “Те, с которыми я...”, документальный фильм “Янковский”, где размышлять над семейным фотоальбомом будет сын мастера, актер и режиссер Филипп Янковский. А у зрителей появится “лишний” повод пересмотреть любимые картины с участием талантливейшего артиста: “Щит и меч”, “Служили два товарища”, “Обыкновенное чудо”, “Тот самый Мюнхгаузен” и многие другие.

Стоит вспомнить, что дебют прославленного актера состоялся в Минске — на театральной сцене нынешнего театра имени М. Горького. В белорусскую столицу Олега 14-летним подростком забрал из Саратова старший брат Ростислав. Средний брат Николай вспоминал: “С Олегом в какой-то момент начались проблемы: он сбегал с уроков на футбольные тренировки, пропускал занятия, мы переживали. Тогда я сказал: “Мама, надо его отправлять в Минск, чтобы окончательно не испортила улица”. (Мать воспитывала детей к тому времени одна. Отец мальчиков офицер Иван Янковский ушел из жизни в 1953 году — сказались ранение, полученное в Первую мировую, и два ареста в 1930-е годы.) Школа, в которую в Минске ходил будущий народный артист СССР, находилась на улице Энгельса, 17, сейчас в этом здании поликлиника.



Однажды нужно было заменить заболевшую травести, исполнительницу эпизодической роли мальчика Эдика в спектакле “Барабанщица” Афанасия Салынского. Сам драматург, которому Олег попался на глаза, попросил его выйти на сцену и произнести несколько фраз. Позже драматург восхищенно воскликнул: “Какая органика у парня!” Потом Олег сыграл еще в одном спектакле — “Дали неоглядные”. Но больше подростка прельщал футбол. Какое-то время он играл в одной команде вместе с Эдуардом Малофеевым. “Мы все смеялись над тем, как он уморительно говорил в спектакле “кипитан” вместо “капитан” — в то время у него были дефекты дикции, — рассказывал брат Ростислав Янковский. — Однако Олег не ощущал важности своего участия в спектакле. Однажды заснул в гримерке и не успел к своему выходу. Мальчик по-прежнему грезил футболом. Я запретил ему на пушечный выстрел подходить к стадиону”.
“Не стал бы играть Воланда. Потому что к этому нельзя прикасаться. Не ко всему роману Булгакова — к Воланду. Как и не согласен я с картинами, где разные актеры изображали Христа. Считаю, что трогать не надо — ни одной стороны, ни другой”.

Ростислав Иванович вспоминал, что в Минске Олег прожил три года:

“Ютились мы тогда все вместе в театре, в гримерке. Жилья-то не было, Минск, разрушенный во время войны, только отстраивался. Пожарные периодически выгоняли нас из гримерки. А мы поживем немного в гостинице и обратно возвращаемся на старое место. Зарплата у артиста в то время была маленькая. Моя жена Нина крутилась как белка. Месячного жалованья едва хватало на несколько булок хлеба, кусок мяса да четвертинку водки для меня. Дверь в гримерку никогда не запирали (...). Но ничего, справились, сдюжили”.



Позже на одном из юбилейных вечеров старшего брата Ростислава Янковского в Минске мне довелось видеть Олега Ивановича, который вышел в коротеньких детских штанишках, с пионерским галстуком на шее и барабаном перед собой. Это был ироничный привет своему детству и театральному дебюту. Как его приветствовал зал! 

Не верилось, что народный любимец, друг Роберта Де Ниро, звезда многих любимых картин находится в одном зале с нами, здесь на улице Володарского, шутит над собой. Фирменный ленкомовский стиль — шутить без улыбки — был продемонстрирован во всей красе. Это был волшебный вечер.



Беларусь неоднократно возникала в творческой судьбе Олега Ивановича. В начале карьеры в 1969 году Олег Янковский сыграл роль первопечатника в исторической картине Бориса Степанова “Я, Франциск Скорина...” А один из проектов Валерия Тодоровского вдруг вернул в юность: по воспоминаниям актера, он успел постиляжничать на “минском Бродвее” — у магазина ГУМ, где снимался фильм Валерия Тодоровского “Стиляги”. Судьба любит закольцовывать такие сюжеты.

Впоследствии актер часто приезжал на Минский международный кинофестиваль “Лicтапад”. В 2001 году ему вручили сразу две главных награды форума: специальный приз Президента “За гуманизм и духовность в кино” и Гран-при — приз зрительских симпатий за режиссерский дебют, осуществленный вместе с Михаилом Аграновичем, — фильм “Приходи на меня посмотреть”.



КСТАТИ

Одним списком звание “Народный артист СССР” за четыре дня до развала Советского Союза вместе с Олегом Янковским присвоили Алле Пугачевой и артисту Купаловского театра Геннадию Степановичу Овсянникову.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter