Уловки хитрой упаковки

Чтобы не заплатить в магазине лишние деньги, за фасованными товарами порой нужен глаз да глазСегодня, приходя за покупкой в любой магазин, мы попадаем в мир упакованных товаров — ярких, привлекательных, оригинальных. Благодаря этому стал возможен принцип самообслуживания. Расфасованный товар в меньшей степени нуждается в продавце, так как в прямом и переносном смысле продает себя сам — необходимую информацию можно найти на упаковке или этикетке. С одной стороны, эти сведения помогают покупателю сориентироваться в изобилии предлагаемого товара и выбрать нужный. В то же время потребителей волнует вопрос достоверности такой информации, и в первую очередь это касается соответствия реального количества товара и его цены данным, указанным на упаковке. Ведь он расфасован и запечатан в отсутствие покупателя, стало быть, не слишком добросовестный производитель имеет возможность “экономить” товар путем недовложения продукта. В результате реальное количество товара оказывается меньшим, чем обозначено на этикетке.

Наверняка многие из нас недоумевали, когда большая коробка конфет при вскрытии оказывалась полупустой, когда огурцы и горошек “чувствовали” себя в банке слишком свободно, когда крема в баночке было ровно половина, а во время ремонта привычного количества обоев почему-то не хватило. А сколько трудно заметных недовложений (приблизительно по 20—30 граммов) могут скрывать пачки с мукой, солью и сахаром, баночки с соком! Все это выливается в килограммы и литры недополученной продукции и в конечном счете — в деньги, которые покупатель заплатил за “воздух”. Такие фасованные товары считаются соответственно “фальшивыми” или бракованными.
На глазок не пройдет
Во всем цивилизованном мире контроль фасованных товаров регламентируется на уровне законов, декретов и постановлений. Требования к продаже фасованных товаров составляют часть национального законодательства многих государств. В нашей стране необходимость проведения государственного метрологического надзора и контроля за фасованными товарами установлена законами Республики Беларусь “Об обеспечении единства измерений” и “О защите прав потребителей”. Уже не один год в республике действует гармонизированный с международными директивами и рекомендациями стандарт СТБ 8019, регламентирующий требования к фасованным товарам. Эффективное внедрение требований этого стандарта, а также правильный контроль фасованных товаров были бы невозможны без специальных лабораторий, оснащенных измерительным оборудованием, которое позволяет осуществлять контроль за количеством товара в упаковке. Причем в соответствии с процедурами, отвечающими международным требованиям.
С 2004 года в такой лаборатории Белорусского государственного института метрологии (БелГИМ) выполняются измерения массы и объема различных видов фасованных товаров.
— В БелГИМ разработаны и утверждены 25 методик измерения массы таких фасованных товаров, как сыпучие продукты питания, молочные продукты, пресервы, консервы, замороженные продукты, кондитерские изделия, парфюмерно-косметическая продукция, а также объема жидких продуктов: газированных и негазированных напитков, молочных изделий, пива и других, — рассказывает ведущий инженер лаборатории Наталья Камкова. — Ведется разработка методик измерения длины изделий (например, кабеля телевизионного и телефонного, шланга поливочного, шпагата, провода, троса и т.д.) и фасованных товаров, маркированных “количеством штук” (скрепок, скоб канцелярских, бумаги канцелярской).
Меньше — значит, брак
В процессе кропотливых измерительных процедур специалисты лаборатории выявляют бракованные упакованные единицы товара.
— Сегодня для того, чтобы сертифицировать партию фасованных товаров, в лаборатории проверяется большая выборка из исследуемой партии, — подчеркнула Наталья Камкова. — Если раньше объем выборки был от трех до пяти упаковочных единиц (три коробки конфет, три банки сока), то сегодня в зависимости от партии это может быть и 50, и 80, и 125 упаковочных единиц, которые предоставляются заказчиком и после испытаний возвращаются ему. Это требование, гармонизированное с международными стандартами на фасованные товары, позволяет определить такой показатель, как среднее содержимое партии. Этот показатель должен быть больше или равен промаркированному количеству товара, но не может быть меньше. В противном случае партия считается бракованной.
В лаборатории БелГИМ начаты работы по установлению степени заполнения упаковки товаром: согласно стандарту товара должно быть не менее 70 процентов от вместимости упаковки.
Читайте внимательно, что написано на этикетке!
Неправильная информация на этикетке, вуалирующая все те же недовложения, способна ввести в заблуждение потребителя. Обычному покупателю порой трудно разобраться в содержании этикетки, когда, например, на бутылке подсолнечного масла одновременно указаны и масса и объем товара, а на пакете клея для строительных работ вместо массы продукта указана вместимость упаковки.
— Подобная путаница недопустима, — утверждает Наталья Камкова. — В стандарте СТБ 8019 четко прописаны правила маркировки количества товара. Если товар жидкий, то объем маркируется в литрах, миллилитрах (подсолнечное масло, соки и т.д.). Если товар пастообразной или вязкопластичной консистенции — то либо объем, либо масса в килограммах и граммах. Если товар твердый, сыпучий, является смесью твердого и жидкого вещества, то маркируется масса. На товарах в аэрозольных упаковках указывается объем товара.
Особое внимание в стандарте уделяется продуктам в заливочной жидкости (консервы, пресервы). Здесь важным маркируемым показателем является “масса основного продукта без жидкости”. На таких продуктах согласно стандарту должен использоваться термин “номинальная масса основного продукта”. При этом допускается указывать наименование основного продукта (например, номинальная масса огурцов — 300 граммов).
Иногда на некоторые хитрости и манипуляции идут не производители фасованных товаров, а сами продавцы. Фасованные товары взвешены и промаркированы заранее, и об этом не нужно забывать, отмечают специалисты. И если на рынке продавец снова взвешивает фасованный товар, сделайте ему замечание, ведь вы не обязаны платить за упаковку. Потребуйте объяснения у продавца, когда на фабричную маркировку приклеена этикетка магазина, где масса товара пусть и не намного, но больше, чем у производителя.
Специальная маркировка
Сегодня многие отечественные производители фасованных товаров ведут работы по маркировке своей продукции специальным знаком —      .
Этот знак говорит о том, что на предприятии осуществляется внутренний контроль и соблюдаются требования, установленные стандартами по количеству фасованных товаров, что является дополнительной гарантией соответствия действительного количества товара указанному на упаковке. Многие супермаркеты ближнего зарубежья — торговые партнеры наших предприятий требуют наличие такой маркировки.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter