Улов начался с Салея

Сегодня среди любителей хоккея, пожалуй, нет человека, который не знал бы Руслана Салея или Константина Кольцова - белорусов, играющих в НХЛ.
Сегодня среди любителей хоккея, пожалуй, нет человека, который не знал бы Руслана Салея или Константина Кольцова - белорусов, играющих в НХЛ. Они популярны, талантливы и успешны, им прочат большое будущее. Впрочем, еще несколько лет назад по ту сторону океана едва ли нашелся специалист, который смог бы хоть что-то рассказать о белорусском хоккее и его воспитанниках. Одним из первых, кто поверил в будущее белорусов, был скаут Марк ГАНДЛЕР. Именно он, выходец из тогда еще советской Молдавии, перебравшийся жить за океан, открыл миру большого хоккея имя теперешнего защитника "Могучих уток" из Анахайма Руслана Салея. Впрочем, по словам Марка, распознать будущую звезду не так трудно, как может показаться.

- Иногда действительно очень сложно предсказать, сможет ли тот или иной игрок со временем вырасти в настоящую звезду. Однако агенты, которые работают уже достаточно давно, могут с 80-процентной вероятностью определить, кто чего стоит. Скаутинг - такое занятие, в котором без должного опыта разобраться очень непросто. Необходимо постоянно сравнивать отрицательные и положительные стороны с аналогичными у других игроков из многих поколений, карьера которых развивалась на твоих глазах.

- В свое время именно вы открыли Руслана Салея, который на начальных этапах своей карьеры практически не выделялся на фоне одногодок...

- Руслана я впервые увидел, когда он играл за "Лас-Вегас Тандер" в чемпионате Интернациональной хоккейной лиги. К тому времени это был уже сложившийся 21-летний игрок. Для того чтобы понять, что в ближайшем будущем он будет играть в НХЛ, мне хватило 5 минут. После первого периода я позвонил своему партнеру и сказал: "Я только что увидел явление, которое непременно будет выбрано в первой десятке первого раунда драфта!" Руслан был чрезвычайно жестким, очень грамотно и обдуманно действовал на площадке. У него был прекраснейший бросок, он одинаково успешно играл в большинстве и в меньшинстве. Несмотря на то, что Салей был самым молодым игроком в лучшей команде ИХЛ, он был явным ее лидером.

- Упустить такой случай было нельзя...

- Совершенно верно! После игры мы с ним встретились в гостинице и сразу же подписали контракт о представительстве в НХЛ. Это было зимой 1995 года. За оставшееся время мне пришлось провести много переговоров, и в июне 1996 года старания увенчались успехом: Руслан был выбран под девятым номером командой "Анахайм Майти Дакс".

- Неужели вы были единственным, кому приглянулся Салей?

- Мне повезло. До того времени в Америке мало кто мог что-то рассказать о возможностях белорусских игроков. Поэтому и о Руслане знали буквально один-два агента. Мне, например, о нем рассказал один из моих клиентов - Сергей Жолток, который тогда также играл в Лас-Вегасе. Я не жалею, что обратил внимание на Руслана: сегодня работа с ним - одна из основных частей всей моей деятельности.

- Вы работали с такими хоккеистами, как Алексей Яшин, Дариус Каспарайтис, Патрик Элиаш... Все они - звезды. Как вы оцениваете тот прогресс, который в последнее время наметился в игре Салея, и чего можно от него ждать в ближайшие годы?

- У Руслана есть еще достаточно большой нереализованный потенциал. В первую очередь - в атаке. Салей обладает большими способностями, чем те, которые он демонстрировал до сих пор. Причиной того, что ему пока не удалось раскрыться полностью, стали первые три года в НХЛ. В то время тренеры просто не давали Руслану возможности играть в свою игру: держать шайбу, входить в зону и создавать моменты. Брать игру на себя он начал лишь год-два назад, но ведь атакующие навыки не приходят в одночасье. Большинство из нынешних игроков НХЛ шлифовали их с самого детства. Поэтому для того чтобы показать все, на что он способен, Салею нужно время.

- В прошлом сезоне "Могучие утки" совершили чудо, дойдя до финала Кубка Стэнли. Нынешний же чемпионат стал для них провальным. Быть может, оттачивать мастерство и продолжать карьеру Руслану стоит в другой команде?

- Контракты в Америке работают не так, как в России, где после окончания срока соглашения игрок может идти на все четыре стороны. В НХЛ хоккеист может стать свободным агентом лишь тогда, когда ему исполнится 31 год и у него закончится действующий контракт. Руслану сейчас всего 29, и по меркам американского хоккея он еще молод. Салей - свободный агент второй группы. Это означает, что команда обладает эксклюзивным правом на переговоры о его дальнейшей судьбе. Другие клубы могут делать предложения Руслану, но "Анахайм" имеет право оставить его у себя на теперешних условиях. В лиге существует договор между командами, и менеджеры предпочитают не трогать чужих игроков, пока они не становятся абсолютно свободными. Зная это, мы с Русланом иллюзий не строим и, вероятнее всего, будем продолжать сотрудничать с "Анахаймом".

- Сейчас, когда в НХЛ играют Салей и Кольцов, внимание к белорусскому хоккею со стороны скаутов значительно выросло. Сложнее ли стало открывать таланты?

- С Кольцовым сложность заключалась в том, что за ним агенты следили с 17 лет. К моменту своего дебюта в НХЛ он уже сыграл немало матчей за различные сборные Беларуси. Поэтому его возможности ни для кого не были секретом. Я ему предлагал свои услуги, но он отказался от сотрудничества. У него был спад, который, к счастью, не повлиял на его способности. Это наглядно демонстрирует выступление Константина за "Питтсбург". Если бы сейчас у меня появилась возможность представлять Кольцова, я бы с удовольствием взялся за эту работу.

- А согласись на ваши услуги Константин, смог бы он достичь большего?

- Я уверен, что да. Дело в том, что одна из причин, по которой Кольцов прежде не показывал яркой игры, в том, что он слишком много времени проводил на скамейке запасных. Когда я несколько лет назад приехал на один из турниров в Омск, Кольцов выступал за "Ак Барс" и уже тогда очень редко выходил на лед. Игрок, который мало играет, теряет не только навыки. Он теряет уверенность в своих силах.

- Результатом прогресса белорусского хоккея стало появление молодых игроков вроде Константина Захарова или Андрея Костицына, "засветившихся" на международном уровне. Но между хорошим хоккеистом и звездой есть разница.

- Рождение новой звезды может произойти в любое время. Достаточно посмотреть на тех же Костицына и Захарова. У них подходящие габариты, мощь, техника, и эти ребята со временем обязательно заиграют в НХЛ. Больше скажу: у Андрея есть все для того, чтобы со временем стать суперзвездой мирового хоккея!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter