Улицы уютных фонарей

На нескольких улицах Минска появится светодиодное освещение

Летом на нескольких дорогах Минска появится светодиодное освещение

Светодиоды в наружном освещении не новшество для Минска. LED-светильники (англ. «light emitting diode» — светоизлучающий диод) установлены в парке Победы на Комсомольском озере, у Центрального конструкторского бюро Академии наук на Логойском тракте, несколько устройств тестировалось около здания главного «светового» ведомства столицы — Мингорсвета. Используются светодиоды и для архитектурной подсветки — благодаря LED-прожекторам «играют» разными цветами фасады некоторых домов в Троицком предместье, гостиниц «Планета», «Европа» и многих других зданий. Давно прижилась в столице и праздничная светодиодная иллюминация.

А этим летом светодиодными фонарями в Минске впервые осветят целые улицы — Бровки, Платонова и Академическую. Три белорусские компании согласились предоставить Мингорсвету оборудование собственного производства в опытную эксплуатацию.

Во всем мире светодиоды считаются перспективным направлением в светотехнике и широко применяются в разных видах освещения — офисном, автомобильном, спортивном, декоративном, дорожном. Между тем в Минске на наружное светодиодное освещение приходится всего 0,4 % от общегородского потребления электроэнергии. Среди основных достоинств LED-светильников — возможность дистанционного управления. Ведь в ночные часы, когда движение на дорогах минимально, в ярком освещении нет необходимости. Яркость может плавно уменьшаться, к примеру, при помощи кнопки на пульте управления либо регулироваться в зависимости от времени суток таймером. Кроме того, каждый светильник можно оснастить фотоэлементом, реагирующим на уровень естественной освещенности.

Особенно по душе должно прийтись светодиодное освещение улиц водителям.

— Конечно, утверждать, что LED-светильники обеспечивают более равномерное освещение проезжей части, чем привычные газоразрядные лампы, пока нельзя: отдельные модели лишь приближаются к ним по светотехническим показателям, — говорит начальник технического отдела УП «Мингор­свет» Николай Королев. — Однако светодиоды обеспечивают цветопередачу на уровне 70 %, их ярко-белый свет комфортнее для человеческого глаза. У газоразрядных ламп индекс цветопередачи всего 35 и в желтом свете велико искажение восприятия.

Еще один плюс светодиодов — их долговечность. Газоразрядная лампа перегорает после десяти тысяч часов работы, производители светодиодов заявляют срок службы своих изделий около пятидесяти тысяч часов. И даже спустя это время, обещают они, светодиод не выходит из строя, а просто начинает светить слабее.

С экологией у LED-светильников тоже все в порядке: светодиоды вообще принято называть «зелеными» источниками света. Обычные же газоразрядные лампы для наружного освещения содержат ртуть и требуют правильной утилизации. Кстати, в Европе переходят на «зеленый» свет в первую очередь по экологическим соображениям и лишь потом — для экономии электроэнергии.

Вопрос об энергоэффективности наружного LED-освещения на поверку оказался неоднозначным. Производители утверждают, что использование светодиодов позволяет экономить до 300 кВ/ч в год на каждой осветительной мачте. А их, к слову, в Минске больше 117 тысяч. В Мингорсвете приводят другие данные.

— Один люмен светового потока, произведенный светодиодом, стоит в несколько раз дороже люмена от натриевой газоразрядной лампы. Светоотдача последней — 90—150 люмен на ватт, светодиодного светильника — в лучшем случае 100 люмен. При этом если цена обычного светильника с газоразрядной лампой — около двухсот тысяч, то светодиодного — минимум в десять раз выше. Поэтому переходить на LED-освещение нужно прежде всего там, где стоят старые источники света с лампами накаливания, — считает Николай Королев.

К примеру, лампочки в подъездах минских домов потребляют в несколько раз больше, чем все городские наружные светильники, а последние «съедают» около 50 миллионов кВ/ч электроэнергии в год. Да и опыт других стран, по словам Николая Королева, показывает, что наиболее эффективно использование светодиодных светильников не в наружном освещении, а в освещении общественных зданий — холлов, вестибюлей, где условия стабильные.

Как поведут себя светодиоды в долгосрочной перспективе — неизвестно. У нас на улице зимой минус 20, летом плюс 30 — условия для электроники не самые тепличные. Специалисты решили: пусть новые светильники хотя бы два года будут в опытной эксплуатации — тогда можно будет оценить перспективы их использования.

Кстати

Первые устройства светодиодного освещения в нашей стране начали производить в начале 2000-х. Специалисты Центра светодиодных и оптоэлектронных технологий НАН Беларуси в 2003 году реализовали первый отечественный проект 100-процентного светодиодного освещения VIP-салонов самолетов. В 2004 году в центре создали первый светодиодный прибор для наружного освещения — 60-ваттный осветитель пешеходной зоны, совмещенный с дорожным знаком «пешеходный переход» с эффектом анимации, в 2006—2007 годах — установили светодиодное освещение в железнодорожных вагонах повышенной комфортности.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter