Улицы разбитых надежд

Что стоит за массовыми беспорядками в Будапеште?
Что стоит за массовыми беспорядками в Будапеште?

Несколько тысяч демонстрантов в венгерской столице пошли на штурм телецентра. Около 10 тысяч человек вышли на площадь перед парламентом, где проводят митинг в поддержку оппозиции и требуют отставки премьер–министра. Чтобы остановить толпы недовольных, полиция применила слезоточивый газ и водометы. По сообщениям, общее число пострадавших в результате беспорядков уже превысило 150 человек, включая полицейских. Ситуация вышла из–под контроля, к городу стянуты дополнительные силы полиции численностью несколько тысяч.

Поводом для ярости толпы стало признание премьер–министра страны Ференца Дюрчаня, тайно записанное на пленку, в том, что члены его правительства лгали народу.

«Я чуть не умер, когда в течение полутора лет нам приходилось прикидываться, будто мы управляем, — говорит Дюрчань. — Вместо этого мы врали — по утрам, по вечерам и по ночам».

45–летний политик, занявший премьерский пост в конце 2004 года, откровенничает в узком кругу также о том, что экономика Венгрии держится на плаву лишь благодаря «божественному провидению, изобилию денег в мировой экономике и сотням уловок».

Что тут скажешь?.. Перед нами — классическая картинка, которую канал «Евроньюс» любит передавать «ноу комментс» — без комментариев, как правило, из проблемных регионов планеты. Ярость толпы, полицейские дубинки, ложь власти... Я, конечно, не хочу сравнивать современную Венгрию с Камбоджей времен Красных кхмеров или с Чили 70–х, или с самой же Венгрией образца 1956–го, хотя вчерашняя будапештская картинка того стоит. Уйдем от навешивания банальных ярлыков и попытаемся разобраться, почему в современной Европе возникли проблемы, говоря по–научному, социальной коммуникации?

Ибо когда народ выходит на улицы, устраивая массовые беспорядки, это означает только одно: в стране не срабатывают нормальные демократические каналы решения проблем. Не срабатывает модель «вход – выход», которой учил классик политологии Дэвид Истон. Это когда на входе — требования и поддержка населения, а на выходе — решения и действия властей. Возникает вопрос: почему возникают «заторы» в подобных взаимоотношениях «верхов» и «низов», которые и выливаются в уличные беспорядки и стихийные погромы? Почему до того, как возмутился народ, о «сотнях уловок» премьер–министра не сообщила свободная пресса? И где же пресловутое гражданское общество, которое, по идее, должно быть гарантом открытости всех идущих в нем процессов? Разве всем этим демократическим институтам нечем было озаботиться еще до того, как толпа пошла штурмовать телецентр, требуя, кстати, и свободы прессы?

То, что Дюрчань врал народу, стало лишь поводом для ярости толпы. Но есть ведь и причины для того, чтобы скрывать истинное положение дел в экономике. Как передает тот же «Евроньюс», этот премьер–миллионер сколотил состояние, скупая государственные предприятия в первые годы приватизации, и использовал власть для собственного обогащения. Коррупция — это вообще бич всех новых стран ЕС. Вспомним хотя бы самый громкий коррупционный скандал вокруг приватизации чешской нефтеперерабатывающей компании «Юнипетрол», в котором были замешаны самые высокие чешские политики. Или то, как год назад парламентская комиссия, расследующая дело о коррупции вокруг польской нефтяной группы «ПКН Орлен», рекомендовала привлечь к суду президента Польши Александера Квасьневского и целый ряд других руководителей страны...

Эти страны тем не менее 1 мая 2004 года приняты в Европейский союз, что в принципе должно означать соответствие всем демократическим стандартам, начиная от открытости и прозрачности экономики и заканчивая свободной прессой, которая, по идее, должна играть роль сторожевого пса демократического общества при малейшем подозрительном шорохе.

«Шорох» в Будапеште в итоге получился громкий. По сообщениям местных СМИ, глава правительства пообещал «использовать все имеющиеся у него средства, чтобы подавить антиправительственные выступления». В то время как оппозиционные силы настаивают на требовании немедленной отставки кабинета министров. Только вот мы не слышим сегодня заявлений Брюсселя о нарушениях демократии... Всю критику европейские политики направляют подальше от выполняющих все их предписания стран.

...На мой взгляд, ЕС, проводя политику расширения, попал в ловушку собственной непогрешимости. Прием новых членов шел под лозунгом чуть ли не демократической избранности, соответственно все остальные объявлялись не доросшими до «европейских ценностей». Эти страны следовало поучать и критиковать. Так, считает российский политолог Вячеслав Никонов, стала развиваться политика двойных стандартов: одно отношение к «своим странам» и совсем иное — к «чужим». В итоге европейская бюрократия, как говорил Козьма Прутков, стала подобна флюсу...

«Европейской улице» — и мы это видим сегодня в Будапеште — пришлось вскрывать созревший в обществе «нарыв» подручными средствами, что, конечно, является не лучшим способом оздоровления.

Европейские столицы: хроника беспорядков

Прага. 27 сентября 2000 г.

Не менее 10.000 человек приняло участие в беспорядках во время юбилейной встречи МВФ и Всемирного банка в честь 10–летия начала рыночных реформ в Восточной Европе. В результате стычек между полицией и демонстрантами несколько человек получили ранения, всего пострадало более 70 человек.

Братислава. Февраль 2005 г.

Акции протеста цыганской общины на востоке Словакии, причиной которых стало изменение условий социального обеспечения, в некоторых случаях переросли в массовые беспорядки и грабежи. Сотрудники полиции, по поступившим сообщениям, дрались электрошокерами и обычными дубинками, ногами, а также применяли другие способы физического воздействия против мужчин, женщин и детей независимо от их возраста, физического и психического состояния.

Варшава. 26 июля 2005 г.

В результате столкновений у здания польского сейма полиции с протестующими горняками ранены 6 полицейских, задержаны 10 рабочих. Полиция применила водометы, слезоточивый газ и резиновые дубинки. В акции протеста приняло участие более 8.000 человек с требованиями к депутатам пересмотреть пенсионный закон.

Париж. Ноябрь 2005 г.

Уличные беспорядки, начавшиеся после трагической гибели двоих мусульманских подростков, переросли в полномасштабные военные действия. Во время стычки с полицейскими уличные хулиганы использовали не только камни, но и огнестрельное оружие, заряженное дробью. В результате двое бойцов полицейского спецназа получили серьезные ранения и были госпитализированы. Еще 27 полицейских отделались более легкими ранениями.

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter